Перепись существует столько, сколько и государство. Правда, в Древнем мире и средние века учитывали лишь нужных стране людей: военнообязанных и тех, кто платит налоги. "Забывая" о женщинах, детях, рабах, у которых не было обязанностей по отношению к государству. В России до отмены крепостного права переписывали главным образом податное сословие. Сперва были местные переписи, которые учитывали все население, но лишь в какой-то одной местности. И только в 1897 году состоялась перепись всех проживающих в Российской Империи. В современной истории последний раз россиян переписывали в 1994 году. Как изменились и мы, и наша жизнь за это время? Об этом говорит старший преподаватель кафедры социологии семьи социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат экономических наук Александр Борисович СИНЕЛЬНИКОВ.
- Нынешняя перепись принципиально отличается от проводившейся 8 лет назад. Тогда в ней участвовало лишь 5 % населения, она не учитывала бомжей. Сегодня их попытались тоже посчитать.
За это время изменилась психология людей, в этот раз многие не хотели пускать счетчиков в дом. Одни, в основном пожилые, боялись, что под видом переписчиков придут грабители. Другие боялись, что живут не по месту регистрации. Кстати, из-за этого существует проблема двойного учета. Бывает, родители переписали детей, не зная, что тех уже посчитали по фактическому месту проживания. В нынешнюю перепись постарались учесть этот момент. Переписчики узнавали, могут ли человека переписать где-то еще. И тогда с его согласия заполняли специальный бланк, с помощью которого согласовывали данные с местом, которое указано.
Интересна еще одна произошедшая в нас перемена. Раньше была тенденция отвечать на вопросы в соответствии с документами. Хотя переписчики никогда их не спрашивают, и главный принцип переписи - доверие к ответам населения. Сейчас выросло совсем другое поколение людей. Поэтому возможны неожиданности, например с национальным составом населения. Прежде называли национальность, записанную в паспорте. Теперь этого нет.
Что покажет перепись, социологи примерно представляют. Возросло число одиноких людей, то есть не состоящих в браке. Сама семья стала меньше по своей численности. Много неполных семей, возможно, больше, чем при переписи 1989-го и 1994 года. Стало больше разводов. Увеличился процент детей, рожденных вне брака, много матерей-одиночек. Это происходит потому, что незарегистрированный брак, который сейчас так распространен, распадается легче.
Возросло количество сожителей. Считается, что они живут в гражданском браке, но это не так. Гражданский брак регистрируется в загсе. В ХIХ веке ему была альтернатива - венчание. И правильнее говорить о сожительстве, как о незарегистрированном браке. Так что перепись, по-видимому, покажет, что семья все больше становится "незаконной". Это происходит потому, что люди не уверены в прочности своих отношений.
Перепись, скорее всего, отразит и то явление, что детей в семье стало меньше. В основном преобладают однодетные. Пока не известно, как изменится состав семьи, сколько поколений будут в ней проживать. Например, по результатам переписи 1994 года количество расширенных семей, в которые входили и родственники супругов, увеличилось по сравнению 1989 годом. То есть дети, поженившись, продолжали жить с родителями, поскольку не было возможности жить отдельно. Может быть, сейчас, спустя восемь лет, молодые нашли возможность отделяться от старшего поколения?
Данные, полученные в результате переписи, помогут делать прогнозы на будущее. Сколько людей уйдет на пенсию, сколько детей поступит в школу. В соответствии с этим Правительство будет решать, сколько нужно учителей, на какую сумму можно увеличивать пенсию и т.д. Численность семей покажет, какой будет спрос на товары длительного пользования. Ведь, допустим, холодильник или стиральная машина покупаются, как правило, в одном экземпляре на всю семью.
Другой вопрос, насколько достоверной будет картина. Пока статистики этого не знают.
Смотрите также:
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ. "Жизнь и спокойствие людей мне дороже всего..." →
- ЭТО ГОВОРИТ О МНОГОМ. Бескорыстие →
- Дорогие сироты →