Урок выживания

   
   

Последние события показали, что любой из нас может оказаться заложником. Как же следует вести себя человеку, если он оказался в столь экстремальной ситуации? Особенно если он - ребенок. Об этом мы попросили рассказать психологов Центра социально-психологической адаптации детей и подростков "Генезис".

У ПОДРОСТКОВ все реакции обострены, они часто переживают резкие перепады настроения и физического состояния. Многое зависит и от личных особенностей психики. В кризисной ситуации могут не выдержать нервы и, например, молчаливый ребенок вдруг начинает вскакивать, кричать, в общем, реагировать неожиданно. Подростки, в силу возраста, ассоциируют себя с бесстрашными героями кино. Поэтому могут попытаться сыграть суперменов в страшной реальности. Здесь должно сработать правило номер один: нельзя бросаться на захватчика. Это не тот случай, чтобы проявлять геройство. Этим можно спровоцировать возникновение еще более опасной ситуации.

Надо понимать, что вызывающим поведением можно навредить не только самому себе, но и окружающим. Для подростка лучше быть незаметным, не вступать в контакт с террористами. Если к нему обращаются, отвечать или действовать спокойно, не провоцируя бандитов.

Настоящим геройством в критической ситуации станет терпение и поддержка других людей. Для поднятия силы духа нужно вспоминать о хороших вещах, которые происходили в жизни. Можно мысленно перенестись в будущее и подумать о том, что вы сделаете, когда все закончится. Но ни в коем случае нельзя допускать мысли, что жизнь может быть кончена!

Поможет не упасть духом и оказание помощи другим людям: маленьким детям, больным, более слабым. Необходимость хотя бы минимального общения - еще одна рекомендация психологов. По рассказам ребят из школы "Золотое сечение", попавшим в адскую ловушку на "Норд-Осте", они тихонько "травили" анекдоты. А еще один юноша подсел к режиссеру мюзикла и начал с ним беседовать. Психологи рекомендуют интеллектуальные игры, загадки (например, некоторые ребята-заложники "Норд-Оста", когда "становилось скучно", играли в "слова"). Общаться следует небольшими группами, не привлекая лишнего внимания.

Говоря о том, что действия подростка не должны привлекать внимание захватчика, мы не имеем в виду, что шевелиться не надо вообще. Вспомните эпизод, когда человека избили лишь за то, что он - слишком резко - вышел из оркестровой ямы. Надо попытаться не вызывать раздражения захватчика и при этом стараться не быть обездвиженным, чтобы не получить синдром "сдавливания". Нужно совершать движения руками, ногами, головой.

Некоторым может помочь и еще один способ - аутотренинг. Отключитесь от происходящих действий, почувствуйте, как от ног к голове разливается тепло, вы расслабляетесь и превращаетесь в "медузу" или "кисель". Представьте себя в том месте, где вам нравится. Такие упражнения помогут вам набраться сил и немножко успокоиться. Затем напрягите мышцы посредством мыслеобразов: например, представьте, что вы выкручиваете тряпку до последней капли, а затем расслабьтесь. Вы увидите, что мышцы напрягутся и расслабятся на самом деле. Эти упражнения помогут избежать гиподинамии.

И еще - не отказывайтесь от еды и питья. Впоследствии будет тяжелее переживать выход из ситуации на физическом уровне. Обязательно сообщайте захватчикам о состоянии своего здоровья. И не думайте, что лучший способ избавиться от психологической травмы - не говорить о ней. Наоборот, ее нужно "вынуть" из себя, а не заталкивать в глубь подсознания. А этот процесс требует времени и терпения.

Смотрите также: