Он ворвался в мировую элиту спорта, как метеорит. Такого бегуна на средние дистанции у нас еще не было. Может, все дело в дне рождения? Ведь Юрий Борзаковский родился 12 апреля - в День Космонавтики. И в свои 20 лет летит к победам с космической скоростью...
ПАРЕНЕК из Подмосковья попал в поле зрения специалистов три года тому назад, когда на Всемирных юношеских играх выиграл дистанцию 800 метров. Когда же зимой 2000-го он стал чемпионом Европы, эксперты назвали Юрия редчайшим явлением природы.
И он подтвердил это через год, в канун своего 20-летия - стал чемпионом мира в беге на 800 метров в зале. Причем, со вторым временем в истории этих соревнований.
- Юрий, как вы оказались в легкой атлетике?
- Случайно. Однажды - мне тогда было десять лет - в надежде погонять футбольный мяч я за компанию оказался в местной ДЮСШ. Там в это время в секции легкой атлетики шла разминка. Попробовал бегать вместе со всеми, мне понравилось. А еще через две недели занял второе место на школьных соревнованиях в беге на 600 метров. Но все равно серьезно о легкой атлетике я тогда не думал, хотя и продолжал тренироваться. Закончил вечернюю школу и параллельно получил в ПТУ вполне приличную профессию сварщика. Но то, что бег выходит на первое место в моей жизни, понял, впервые победив на первенстве России среди юниоров.
- Вашу неудачу в Сиднее многие специалисты связывают с тренерскими просчетами. Говорят, что отпускать противников почти на 50 метров в таком забеге, как олимпийский финал, нельзя. Что вы думаете по этому поводу?
- Если честно, то частично я согласен с некоторыми критическими высказываниями. Но поймите правильно, мне не хотелось бы критиковать людей, которым я обязан своим успехом в спорте. С другой стороны, шестое место в Сиднее - именно то, что я заслужил на тот момент. Так что особо горевать нечего. А что касается тактики бега, которую мне многие предлагают менять, то спрашивается, зачем. Своей победой в Лиссабоне я доказал, что именно такая манера бега приносит успех. А выводы из олимпийской неудачи я вместе с тренерами сделал серьезные.
- Прошлым летом вы не выиграли ни одного сколько-нибудь значительного старта, хотя зимний сезон провели более чем удачно. Не повторится ли такое и в этом году?
- Думаю, что спортсменов, застрахованных от неудач, не существует. Я могу пообещать, что постараюсь не повторять подобных провалов. Через несколько месяцев на чемпионате мира в Канаде я, дай Бог, докажу, что способен побеждать не только в манежах, но и на открытом воздухе.
- А как же грозные соперники? Ведь они тоже не сидят, сложа руки...
- Раньше я их боялся. Но нынче чувствую, что становлюсь вровень с ними. И они не представляются мне такими уж недосягаемыми. Правда, кто-то недавно написал, будто бы я сказал, что "сделаю" этих кенийцев. Неправда. Я отношусь к кенийским бегунам с почтением и понимаю, что так просто с ними не справиться.
- Говорят, вы родились в многодетной семье и у вас огромное количество родственников?
- Семья у меня по нынешним временам, действительно, большая. Скажу точнее, до недавнего времени была большой. А после того, как я женился, получается, что стала маленькой - я и супруга Ирина. Но все равно я свою родню почитаю. У меня есть 15-летний брат, который уже тренируется в беге в нашей школе в Жуковском, и 11-летняя сестра. Кроме того, когда выдается свободное время, я езжу с подарками в деревню к бабушке по отцовской линии и еще навещаю родню отчима, где ко мне относятся очень тепло.
- Кто-нибудь из родных блистал в спорте?
- Никто и никогда спортом не занимался. Они - и по отцовской, и по материнской линии - сплошь деревенские жители, из поколения в поколение занимающиеся тяжелым физическим трудом. И еще. В Лиссабоне, после того, как мне вручили золотую медаль, журналисты прямо-таки ошарашили вопросом, нет ли у меня еврейских корней. Видимо, сыграла определенную роль созвучность моей фамилии с фамилиями известных политиков и олигархов, заканчивающихся четырьмя буквами "ский". Конечно, я разочаровал местную еврейскую диаспору, которая вроде бы намеревалась способствовать прогрессу юного дарования из России. Увы... Моя мама родилась в Мордовии. Папа, правда, родился неподалеку от Жуковского, но его мама тоже родом из Мордовии. Так что, как ни крути, я - самый обыкновенный мордвин.
- А у обыкновенного мордвина не возникло желания сменить неказистый город Жуковский на более комфортное место жительства?
- Я из Жуковского никогда не уеду. Хотя условия для занятий у нас не ахти какие. Зимой мы тренируемся в очень тесном манеже и бегаем по простому резиновому покрытию. А летом приходится ездить в Малаховку, где есть хотя и плохонький, но все-таки стадион. Но в Жуковском меня поддерживают не только в спорткомитете, но и все городское начальство. Отказа нет ни в чем. Я надеюсь, что скоро мы с Ириной сменим однокомнатную квартиру в семейном общежитии на просторное жилье.
- В легкоатлетических кругах поговаривают, что вы во всем соглашаетесь с мнением жены и поступаете в жизни согласно ее советам. Это правда?
- И да, и нет. Просто Ирина знает толк во многих житейских делах. Мы женаты недавно, но я в этом уже убедился. Например, она посоветовала мне по нынешней моде изменить имидж, осветлив волосы. Все вокруг говорят, что я стал лучше выглядеть. Или вот мне за победу на чемпионате мира Международная федерация легкой атлетики выплатит 40 000 долларов. Конечно, помогу и брату с сестрой и бабушке, но основную часть этих денег без совета с Ириной тратить не буду.
Смотрите также:
- Елена Исинбаева: "Я не настолько богата, чтобы швыряться деньгами" →
- Лариса Лазутина: "А что я, собственно, умею?" →
- Зимняя Олимпиада-2006 в Турине →