Царевна Несмеяна, или Как укротить скакалку

   
   

Она редко улыбается, когда выступает, зато может рассмеяться после победы. Такой характер. Сибирский. 19-летняя Ирина Чащина заставила говорить о себе внезапно, но всех. В мире художественной гимнастики появился яркий талант. На прошедших Играх Доброй воли в австралийском Брисбене она обыграла в многоборье саму Алину Кабаеву. А это, знаете ли, кое-что значит...

ИРА, скажи, за что ты все-таки получила это не очень приятное прозвище - Несмеяна?

- А вы знаете, я с ним не согласна. В обычной жизни, если весело, то я смеюсь и бываю эмоциональной, особенно если меня окружают интересные люди. Но на соревнованиях часто улыбаться у меня пока не получается, хотя знаю, что художественную гимнастику без улыбки смотреть скучно.

- Какие еще черты характера ты считаешь своими достоинствами, а какие - относишь к недостаткам?

- Упрямство - самая сильная моя черта. Если во что-то упрусь, то берегитесь все. Не уйду, пока не сделаю, как нужно. Как я могу выходить на соревнования, недоделав элемента, который у меня не получается? Потом - сила воли. Иной раз бывают моменты, когда ничего не хочется делать. Тогда спрашиваю себя: "А что я буду делать без гимнастики, если все вот так брошу?" И еще я просто не могу подвести людей, которые в меня верят.

- Ты ощущаешь себя сибирячкой?

- Конечно, и очень этим горжусь. Органически не переношу жару. Нынешним летом чувствовала себя в Москве дискомфортно.

- Говорят, чтобы добиться успеха в художественной гимнастике, надо начинать чуть ли не с пеленок...

- Я начала с шести лет. Меня привел в секцию дедушка, который был большим любителем спорта. Накануне по телевизору я смотрела чемпионат мира, и мне очень понравилось. Мы с дедушкой решили, что для здоровья и фигуры можно попробовать. Я тогда была очень полной, и мне сказали, что лучше пойти в спортивную гимнастику. Но я ответила, что хочу заниматься только художественной. Постепенно пришли успехи, хотя данных не было никаких, за исключением сильного толчка. Дедушка надевал мне груз по полкило на каждую ногу и заставлял дома прыгать. Может быть, поэтому скакалка стала моим любимым предметом.

- А что же родители? Они поддержали твой выбор?

- Мама - музыкант, и очень хотела, чтобы и я пошла по ее пути. Поэтому отдала меня в музыкальную школу. Все годы я совмещала и тренировки, и музыку. Но два года назад, когда наконец-то закончила школу экстерном, стало окончательно ясно, что времени на то и другое катастрофически не хватает. Надо было выбирать. И я выбрала художественную гимнастику. Первой меня поддержала бабушка. Она меня маленькую водила на тренировки и по сей день остается самой преданной моей болельщицей.

- Ты ведь живешь и тренируешься в Москве, в Центре олимпийской подготовки. А как же дом, не тянет?

- Еще как тянет! Но самый большой отпуск - две недели - был после чемпионата Европы, где я завоевала золотую медаль в упражнении со скакалкой, опередив Алину Кабаеву. Когда стояла на пьедестале, не смогла сдержать слез. Домой в Омск прилетела в шесть утра, но меня встречала огромная толпа болельщиков с цветами. Было очень приятно...

- Бывает, что спортсмены переходят от одного тренера к другому. Часто по причине усталости друг от друга. А иной раз и из-за корыстных соображений. У тебя когда-нибудь было желание расстаться с Верой Ефремовной?

- Нет, я к ней очень привязалась за 13 лет. Она мне, как вторая мама. Очень ее люблю и не могу даже подумать, что когда-нибудь с ней расстанусь. Если по каким-то причинам она уедет из Москвы, то уеду и я.

- Похвально. Скажи, ты объездила много стран. Где тебе понравилось больше всего?

- Я так скажу. Пока у меня на первом месте Париж. Там - простые и очень приветливые люди. Второе место я бы отвела Голливуду. Но американцы, если честно, мне не очень приглянулись. И уж где бы я никогда не хотела жить, так это в Германии. Там неуютно и тоскливо. В семь вечера все расходятся по домам, пьют чай, на улицах никого. Скука! А мне размеренная жизнь не по душе. У нас и в Москве, и в Омске в это время, наоборот, только начинается уличная тусовка. Да, еще произвел впечатление Лас-Вегас. Правда, казино там разрешается посещать только с 21 года и нас даже близко к нему не подпустили.

- Как ты считаешь, почему у наших гимнасток практически нет соперниц в мире?

- Потому что иностранные гимнастки уж слишком жалеют себя и, например, лозунг Ирины Александровны Винер: "Не жрать!" - для них звучит дико. В Америке, например, гимнастка может в середине тренировки усесться посреди ковра, закусить гамбургером и запить его кока-колой. А если тренер ей сделает замечание, то она имеет право подать на него в суд. И ни одну лишнюю минуту, не оговоренную контрактом, там тренироваться никто не будет. Мы же, когда разучиваем упражнения, особо на часы не заглядываемся. Знаете, если не преодолевать себя и быть рабой своих желаний, в том числе и в еде, то в большом спорте делать нечего.

Смотрите также: