"Я убил его, чтобы спасти человечество"

   
   

- сказал Игорь позвонившим в его квартиру милиционерам. Он и не собирался скрываться, ведь только что он совершил "благое" дело. Сосед был, по мнению Игоря, плохим человеком, даже не человеком, а средоточием зла...

Убийство было совершено с жестокостью, и с трудом верилось, что это дело рук подростка. Поэтому никто из приехавших по вызову соседей милиционеров не ожидал, что дверь квартиры, около которой виднелись пятна крови, откроет симпатичный подросток...

НЕ МОЖЕТ быть!" - повторяли учителя, когда об этом случае оповестили школу, где учился Игорь. Все - и директор, и преподаватели, и школьники - на разные лады твердили о замечательном десятикласснике, который был их гордостью.

- Он учится практически на "отлично", занимается общественной работой, ведет компьютерный кружок, - привычно "рапортует" классная руководительница. - Участвовал в разных олимпиадах... Его все любили и уважали. Самые близкие друзья? Да весь класс...

Когда в друзьях вся школа, это скорее всего означает, что их совсем нет. Одноклассники подтверждали, что Игорь был классным парнем, но... никаких общих дел у них не было, на дни рождения его давно уже не звали. О том, что помимо компьютеров Игорь серьезно увлекался философией, "друзья" даже не подозревали. Оказалось, что в последнее время Игорь мало общался, причем не только с ребятами, но и на уроках стал редко отвечать.

- Почему я не заметила, что он стал странным? А вы бы заметили за 600 рэ в месяц да при такой нагрузке! Конечно, видела, что он потерял интерес к учебе. Но думала, проблемы какие дома... - объясняет классный руководитель.

Сообщение о том, что экспертиза диагностировала шизофрению и признала Игоря невменяемым, для школы стало потрясением.

ЕМУ было лет 14, когда он запоем начал читать книги по философии. Покупал все подряд: и серьезные труды, и "желтую" прессу. Пытался обсуждать прочитанное с мамой, у которой всегда не было времени на это. Мама - главный бухгалтер работала круглые сутки, чтобы обеспечить семью. Так они и проводили вечера: мама - со своими отчетами и балансами, сын - со своими философскими идеями, которые записывал в тетрадку. "Люди похожи на муравьев, а наша планета - на огромный муравейник. Все куда-то бегут, чего-то добиваются, зачем-то ломают себе головы. И мало кто задумывается: а зачем? Зачем жить, если конечным итогом является смерть. Ради продолжения рода? Но ведь и дети когда-нибудь состарятся и умрут... Ради удовольствия? А что это вообще такое? Восприятие нашими рецепторами внешних проявлений окружающей среды... Какая разница - жить 18 лет или 70? Вся жизнь - лишь отпечатавшиеся знания в коре головного мозга, и разницей будет служить лишь объем информации..."

Со временем у него сформировалась собственная система: людей создали инопланетяне, благодаря которым мир и развивается. Но теперь инопланетяне потеряли интерес к Земле и собираются ее уничтожить. И он, Игорь, должен это предотвратить. Он даже посылал письмо в американский центр по космическим исследованиям: "Уважаемые коллеги! Я хотел бы получить распечатку расшифрованных данных со спутника Хабл за текущий квартал, чтобы углубить знания в астрофизике. Со своей стороны, я передам теорию искусственного интеллекта, созданного мной... Мы могли бы сотрудничать и в дальнейшем..."

Увы, американцы не захотели "сотрудничать" с "ученым Игорем" - так он подписал свое письмо, и пришлось действовать самостоятельно. Чтобы его не "рассекретили", он ни с кем не делился своими теориями, а общение в школе свел к минимуму. То, что прежде общительный подросток вдруг сделался нелюдимым молчуном, никого всерьез не тронуло. "Да в этом возрасте они все "с приветом", - в сердцах сказала одна учительница, - а мы не специалисты, чтобы разбираться, где больной ребенок, а где - фокусничает".

Мама тоже не сильно удивилась, когда перед пятнадцатилетием сын заявил, что не будет отмечать день рождения. Не хочет - и не надо, трат меньше. К нему домой никто не приходил, никто не звонил. И мама радовалась, что сын не связался с сомнительной компанией, не торчит до ночи на улице. Хвасталась знакомым, мол, у других дети в этом возрасте просят деньги, чтобы пива или сигарет купить да девочку на дискотеку сводить, а ее мальчик - на книжки. Впрочем, девочка у Игоря была - Ирочка из соседней квартиры, на два года его моложе.

ЗНАКОМЫ они были давно - даром что соседи. А дружба началась, когда Ирочкина мама попросила Игоря помочь дочери с математикой... Вскоре они вместе делали уроки, играли в компьютерные игры и обсуждали проблемы влияния внеземных цивилизаций на человечество.

...Уже после происшествия Ира скажет: "Конечно, я знаю, что инопланетян не существует. И дядя Толя был обычным мужиком, а никаким не резидентом. Но Игорь всегда так говорит, что начинаешь ему верить: вдруг действительно инопланетяне хотят нас убить..."

В 14 лет сложно противостоять своему тщеславию. Девчонки завидовали Ире, что у нее "есть мальчик", так не похожий на других. Ей и самой это льстило. Хотя его теории ее на самом деле не сильно интересовали. Скорее, завораживала манера говорить - длинными законченными фразами, малопонятными, хотя все слова были знакомы.

Как-то летом Ира почти перестала понимать, о чем Игорь говорит, и из всего бесконечного набора слов смогла услышать лишь: давай поедем на дачу к отцу.

Его отец давно с ними не жил, а снимал в глухой деревушке веранду. Ушел из семьи, чтобы быть ближе к природе и чтобы никакая цивилизация не мешала ему творить литературные произведения...

"Вот кто настоящий псих, - коротко характеризует бывшего мужа Марина, мать Игоря. - Я подозревала это еще до замужества". Странно, при такой уверенности, что у мужа не все "в порядке с головой", она ни разу не задумалась о возможной плохой наследственности у сына. И спокойно отпустила и его, и их юную соседку к "психу".

...Эту богом забытую деревню и отправились искать подростки. Парень толком не знал, как она называется, и, проведя целый день на ногах, они сняли флигель у хозяев, которые добросовестно вспоминали все близлежащие деревни и пытались подросткам помочь "найти папу".

Всю ночь Игорь не спал и мешал спать Ире своими странными разговорами о каких-то цивилизациях, межпланетных контактах и своей миссии. Дальнейшее Ира помнит плохо, а может, просто не хочет вспоминать. По ее словам выходит, что утром он разбудил ее словами: мы почти у цели, они приведут нас к резиденту. И помчался в комнату к хозяевам. Там он напал на спящего мужчину, но у того оказалась хорошая реакция. Он тут же схватил Игоря и отволок его на улицу за забор. Потом заглянул к Ире: чтобы духу вашего здесь не было, иначе заявлю в милицию. Происшествие подростки не обсуждали, родителям тоже ничего не сказали. А назавтра Ира опять как ни в чем не бывало пришла к Игорю.

В тот день она, как всегда, сидела за компьютером, а Игорь рисовал в своей тетради, когда наверху хлопнула входная дверь и топот ног пронесся по лестнице. "К дяде Толе опять слоны приезжали", - недовольно сказала девочка - разведенного соседа регулярно навещали сыновья. Парень серьезно посмотрел на нее: "Пошли туда..."

Ире вдруг стало страшно. На лестнице она, не говоря ни слова, мгновенно сунула в свой замок ключ и захлопнула за собой дверь. Уже через глазок увидела, как Игорь, не оглядываясь, поднимается наверх...

Показания Игоря о том, как все произошло, практически не расходятся с выводами оперативников, работавших на месте преступления. Сосед знал мальчика, позвонившего ему в дверь, и пригласил войти. На кухне стоящего к нему спиной мужчину Игорь со всей силы стукнул по голове молотком для отбивания мяса. И продолжал бить упавшего и потерявшего сознание соседа попавшими под руку предметами. В протоколе зафиксировано 16 орудий убийства. Наконец, убедившись, что сосед мертв, Игорь, не таясь, вернулся в свою квартиру.

Приехавшим оперативникам даже не пришлось опрашивать всех соседей. Следы из квартиры убитого вели по лестнице вниз и упирались в другую. Дверь открыл симпатичный высокий парень, который возбужденно начал говорить, что он спасал землю и свою миссию выполнил...

"Это сделал не он", - Марина, мама Игоря, твердила это, как заклинание, словно от этого могло что-то измениться. Она действительно верила в это и рассылала письма по инстанциям, в которых доказывала, что некая сатанинская секта опоила чем-то ее мальчика, расправилась с их соседом, а отвечать за это придется ее сыну.

Узнав о результатах психиатрической экспертизы, Марина бросилась обвинять школу: эти нагрузки да компьютерные классы довели мальчика до нервного срыва. Директор в свою очередь обвинила родителей, которые отдали в школу больного ребенка. Ире родители строго-настрого запретили с кем бы то ни было обсуждать эту тему и никуда ее не выпускают.

Игорь наблюдается в психиатрической больнице, недавно проходил тестирование. Врач показывает ему карточки, на каждой изображено 4 предмета, 3 объединены общим признаком, а четвертый лишний. На карточке с нарисованными зонтиком, фуражкой, барабаном из военного оркестра и пистолетом лишним предметом Игорь назвал барабан. "Потому что всеми остальными можно убить, - объяснил он. - Даже фуражкой. Бросаешь ее, и кокарда перерезает горло".

Мнение врача-психиатра , консультанта Центра "Медицина-АСК", Ольги ДЕВЯТОВОЙ

- Конечно, у шизофрении в ряде случаев нет таких уж явных симптомов. Это не грипп и не ангина. Поэтому часто психические отклонения замечаются окружающими, когда человек совершил явно ненормальный поступок. И все же на какие-то постепенные изменения в поведении ребенка его близкие, и в первую очеред, родители, обязательно должны обращать внимание. Во-первых, должна насторожить утрата дружеских контактов. 14-16 лет - это такой возраст, когда хочется общаться, объединяться. Одно дело, если ребенок всегда был замкнутым, возможно, это черта характера. И совсем другое, если из общительного и компанейского товарища он превратился в затворника.

Фанатичная увлеченность тоже может окончиться плохо. Хорошо, конечно, когда сын или дочь чем-то всерьез увлечены, но из-за своего увлечения они не должны терять друзей и переставать интересоваться окружающим миром.

Что касается конкретно этого случая... Обычно темы для навязчивых идей "берутся" из жизни. Вы сегодня не найдете ни Наполеонов, ни Лениных, ни даже Луисов Альберто, сегодня популярная тема - гадалки, порча, сглаз, карма. А инопланетяне были в "моде" лет пять назад, так что, скорее всего, развиваться шизофрения у Игоря стала давно. И ведь он свои бредовые идеи рассказывал и маме, и соседской девочке - почему они никак не среагировали на это?

Смотрите также: