Больше всего на свете Яшин любил рыбалку

   
   

Наша футбольная сборная прорвалась на чемпионат мира. Похвально. Жаль, звезд в команде маловато. А ведь было время, когда в ней блистали Стрельцов, Шестернев, Воронин, Яшин...

Сегодня мы расскажем о малоизвестных страницах из жизни Льва Ивановича - гениального вратаря и удивительного человека. На днях ему исполнилось бы 72 года...

А У КОГО можно узнать подробности? Конечно, у лучшего друга Яшина Дмитрия Железнякова, бывшего главного технолога одного из машиностроительных заводов столицы.

- Дмитрий Мартынович, говорят, в юности у Льва Яшина была кличка "Швейк"?

- Вполне возможно, что в молодые годы он внешне чем-то напоминал героя романа чешского писателя Ярослава Гашека, ведь он был худым и высокого роста, как и гашековский герой, любил шутку и всегда ценил народный юмор.

- А анекдоты?

- Очень ценил! Один из его любимых анекдотов - на армейскую тему. "Старшина построил новобранцев и говорит, что каждый солдат должен иметь люминиевую ложку и люминиевую кружку. Один из новобранцев говорит: товарищ старшина, не люминиевую, а алюминиевую. Старшина ему - два шага вперед. Откуда, мол, призывались? Из Москвы, со второго курса института. Старшина: вы корни извлекать умеете? Новобранец: конечно! Старшина: вон видите свинарник, а за ним дубовую рощу спилили, так вот поизвлекайте там корни! Солдат недели две извлекал корни, а затем встречает старшину и говорит - правильно вы говорили, что каждый солдат должен иметь люминиевую ложку и люминиевую кружку!" Кстати, меня из-за фамилии в шутку в компании называли железякой люминиевой.

- Яшин ведь любил порыбачить...

- Не то слово! Заядлым рыбаком был. У нас на заводе действовал, как мы его в шутку называли, Клуб друзей под названием "авто-мото-рыба-фото-баня-радио-баян"! Где мы только не рыбачили! Не один раз на озере Селигер. Лет двадцать назад там же обучали Льва Ивановича катанию на водных лыжах. В те годы Яшин уже отошел от большого спорта, располнел и научить его кататься было делом непростым. "Лучший вратарь всех времен и народов" сдаваться не собирался и после очередного падения в воду вновь и вновь пытался найти равновесие. Одна попытка закончилась неудачно: тянущий фал долго скользил по бедру вратаря, пока он не получил гематому.

- И с ружьишком он, говорят, любил походить...

- Ему нравилось и то, и другое. У него было по тем временам роскошное бельгийское ружье. Нередко наша группа разбивалась на охотников и рыболовов, и Яшин просто "разрывался на части". Не мог определиться: куда податься? Половить щук, лещей или пострелять уток? Коллекция блесен, кстати, у Льва Ивановича была одна из богатейших. Особым изяществом отличались импортные блесны, которые в те годы были большой редкостью и вызывали просто-таки жуткую зависть у знакомых рыбаков Яшина. Эти красивые рыбки из металла не раз помогали знаменитому вратарю ловить щук и окуней столько, что он еле поднимал садок с добычей. Блеснить Яшин умел мастерски, не хуже, чем стоял в воротах. Иногда даже его жена сердилась: мол, слишком много рыбы привез и придется помогать чистить. И Яшин никогда не отказывался, чтобы помочь супруге быстро оставить добычу без чешуи.

- А в какой должности пребывал Яшин в вашем заводском клубе?

- Сначала в должности юнги! Даже "шестерил". Но никакой черной работы не боялся, сам проявлял инициативу. А сколько он картошки перечистил в нашей компании, сколько воды ведрами из водоемов переносил! За это мы "произвели" Яшина в матросы, хотя тогда он уже был полковником МВД в отставке. Затем мы ему присвоили очередное звание "капитана голубых дорог". Естественно, каждое звание обильно "обмывали". Под хорошую закуску брали водочку: свежая рыба, как говорят, требует аперитива. Тогда такой аппетит появляется, что еле косточки у рыбы успевали вынимать.

- После того, как Яшин серьезно заболел и ему ампутировали ногу, он прекратил рыбачить?

- Азарт рыбака жил в нем практически до последних дней жизни. Он любил не только летнюю, но и зимнюю рыбалку. Не раз мы ездили на Можайское водохранилище, у нас даже имелись пропуска в "запретную зону". И когда там рыбаков собиралось слишком много, у нас была тактическая уловка. Надо было вблизи Льва Ивановича громко сказать, чтобы инспектора рыбоохраны услышали: мол, видишь, сидит мужик - у него наши пропуска. Это всегда срабатывало. Обычно инспектора узнавали Яшина и "застревали" с разговорами возле него надолго, а мы спокойно ловили рыбу.

- Но ведь без ноги в далекую рыбалку собраться сложно...

- На заводе мы ему сконструировали специальные санки на широких полозьях из титанового листа. По снегу они скользили, как по маслу. Где мы только не побывали с этими санями и иногда приходилось тащить их с нелегким Яшиным по несколько километров. И прославленный вратарь нас даже в шутку "погонял": "Мол, но-о, поехали, вороные!"

- Как часто на заводе вспоминают Яшина?

- Мы его просто стараемся не забывать. Есть даже традиция, которая берет начало еще с 60-летия Льва Ивановича. Тогда в заводском Дворце спорта состоялся матч ветеранов завода и Москвы. Юбиляру он очень понравился, и на глазах у него выступили слезы - так он любил футбол. С тех пор матчи 22 октября проводятся ежегодно. Вопреки логике жизни, друзей и поклонников у Яшина с годами становится все больше и больше...

Один эпизод из жизни великого вратаря

Как-то после трудного сезона московское "Динамо" отправилось в турне по Италии и странам Южной Америки. В Сантьяго (Чили) команда прибыла в самый разгар лета. Тренер, Константин Иванович Бесков, посторонних на тренировку не допускал. Поэтому за действиями футболистов наблюдали только рабочие стадиона и местные мальчишки, которые усердно подавали мячи всемирно известному вратарю.

Внимание всех привлек один мальчик, лет десяти. Когда мяч попадал к нему, он демонстрировал чудеса техники, виртуозное владение мячом. Но показать все, на что был способен, не мог: одной рукой он придерживал трусы, у которых не было резинки. В конце концов Лев Иванович, которому мальчик был очень симпатичен, не выдержал: поставил вместо себя запасного вратаря, а своего нового друга повел в раздевалку. Там он постирал трусы, вдел в них веревку, а затем тщательно вымыл маленького виртуоза, расчесал густые волосы расческой, подстриг ему ногти.

По просьбе Яшина футболисты достали из своих запасов шоколад, конфеты, матрешки, значки и подарили мальчугану. В дополнение ко всему нашелся и лишний футбольный мяч. Мальчик уходил домой, с трудом сдерживая слезы: в многодетной семье не были избалованы подарками. Лев Иванович по-отечески проводил его...

Вспоминал Борис Щербаков

Смотрите также: