Каждому овощу свое время (21.02.2003)

   
   

В ПОСЛЕДНЕЕ время многие родители увлекаются ранним интеллектуальным развитием детей. В Москве и других городах появились мини-лицеи для четырех-пятилеток, шахматные школы для трех-четырехлетних. А недавно в Сибири мне с гордостью показали детский центр, в котором полуторагодовалых малышей учат... математике и английскому языку. Они еще ходить как следует не умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быстрее и привычнее, а им показывают английские буквы и по многу раз повторяют иностранные слова.

Глядя на это, я вспомнила, как в начале 70-х моя знакомая, учившаяся на психфаке МГУ, рассказывала об удивительной американской методике обучения чтению... полугодовалых малюток. Я, правда, так и не смогла добиться от нее ответа, каким образом проверяют, научился младенец читать или нет. Это до сих пор остается для меня загадкой. Вероятно, ему называют слово, а он тянет руку к карточке, на которой оно написано? Как бы там ни было, эффективность тех или иных методов и подходов определяется по результатам. Каковы же плоды подобных экспериментов? Может, и у нас, и на Западе, где эта тенденция появилась еще раньше, выросло поколение гениев или, если не гениев, то хотя бы хотя бы крупных интеллектуалов? Да нет, непохоже. Читают молодые все меньше и меньше, преподаватели высших учебных заведений жалуются, что общий интеллектуальный уровень первокурсников с каждым годом заметно снижается, плохо обстоят дела с логическим мышлением. А во многих российских вузах на самых разных факультетах уже ввели предмет "Русский язык", ужаснувшись безграмотности вчерашних школьников. В ТОМ ЧИСЛЕ И ТЕХ, КТО УЧИЛСЯ В ПРЕСТИЖНЫХ ГИМНАЗИЯХ! А ведь с ними явно занимались в детстве по программам раннего интеллектуального развития. Нет, как-то не сходятся концы с концами...

В первом классе, как в доме облонских

ПСИХОЛОГИ бьют тревогу: многие дошкольники не хотят идти в школу! По некоторым опросам, до 50%! Такого раньше никогда не было, говорят специалисты. Дети, наоборот, мечтали о школе, потому что это был важный рубеж взросления. Конечно, потом многих постигало разочарование, и в среднюю школу рвались уже не так, как в начальную. Но в первый класс дети шли как на праздник. Еще бы! Ведь они становились "большими" и уже могли сверху вниз взирать на детсадовскую "малышню", с которой еще весной играли на равных.

Почему происходит такой откат, понятно. Раньше школа действительно являлась для первоклашек новой ступенькой. У них начиналась новая жизнь. В школе все обстояло по-другому, не так, как в детском саду. Причем различия были самые что ни на есть существенные для этого возраста. В школе никто не спал, не играл, не гулял, а учился. Конечно, в подготовительной группе детского сада тоже устраивались занятия, но они воспринимались ребятишками, скорее, как репетиция, "игра в школу". И самое главное, в саду не задавали уроков и не ставили оценок. То есть мера ответственности ребенка за свою учебу была в саду минимальной, а при переходе в первый класс резко возрастала. Что, собственно, и порождало вполне справедливые представления о том, что школьник - человек взрослый. Оценок в начальных классах часто не ставят, а уроки, наоборот, задают и четырех-пятилеткам. Как говорится, все смешалось в доме Облонских, и никакой особой разницы при поступлении в школу дети не чувствуют, никаких взрослых "привилегий" не получают. Только нагрузка увеличивается, а к этому-то ребята как раз оказываются не готовы.

Перескакивать через ступеньки?

ЛЮБОЙ психолог знает, что ребенок в своем развитии проходит разные этапы или стадии. Сперва его мышление бывает наглядно-действенным: осваивая мир, он воспринимает его через те или иные действия. Например, тарелка - это то, из чего едят суп или кашу. Примерно к двум годам появляется наглядно-образное мышление: взяв палочку, малыш уже может представить себе, что это ложка, и совершать ею нужные действия - кормить плюшевого мишку и т.п. И в два, и в три года детское мышление еще очень конкретно, абстрактные категории становятся доступными позже. Зачатки логического мышления возникают при нормальном развитии к концу дошкольного периода, а окончательно этот тип мышления формируется в подростковом возрасте. Если же раньше времени пытаться развить то, до чего ребенок еще объективно не дорос, происходят серьезные деформации.

Когда речь идет о физическом здоровье, это более или менее понятно. Никакой здравомыслящий родитель, как бы ему ни хотелось вырастить ребенка настоящим мужчиной, не будет навьючивать на дошколенка мешок с картошкой, прекрасно понимая, что бедняга надорвется. Но, когда речь идет о вещах нематериальных, которые нельзя увидеть или пощупать, здравомыслие порой нам отказывает.

"Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга, - утверждает крупнейший детский психиатр Галина Вячеславовна Козловская. - Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате, лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо развиваться". То есть цель вырастить интеллектуала, ради которой ребенка зачастую лишают детства, достигнута не будет, и логическое мышление, которое преждевременно пытались развить, в результате не разовьется даже до нормального уровня. Именно это и наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что вроде бы эрудированные, натасканные старшеклассники не способны к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно, изъясняются готовыми клише. Гибкость мышления, свойственная юности, у них отсутствует. Они с таким упорством цепляются за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а семьдесят пять, когда человеку действительно бывает не под силу (и то обычно при не очень тренированном уме!) отказаться от своих закоснелых представлений. Но это достаточно отдаленные последствия, которые проявятся лишь в подростково-юношеском возрасте. А какие отклонения заметны раньше?

О пользе битья баклуш

РЕБЕНОК не умеет играть. Еще недавно это казалось странным. Как?! Неужели кого-то надо учить играть? Да такого быть не может, ведь игра - неотъемлемая часть детской жизни, детей хлебом не корми - дай поиграть! И действительно, раньше отсутствие интереса к играм встречалось только у детей с очень серьезными отклонениями психики (например при глубокой умственной отсталости или сильном аутизме). Теперь же родители все чаще жалуются на то, что их сыновья или дочки не интересуются игрушками и не умеют играть даже в простейшие ролевые игры (типа "дочки-матери" или "доктора"). И очень часто оказывается, что этих ребятишек с раннего возраста усиленно развивали в интеллектуальном плане.

Кое-кто (особенно папы) даже радуется, что ребенок "не бьет баклуши, а занимается делом": решает математические задачки, с четырех лет самостоятельно читает, метит в юные гроссмейстеры. И родителям удобно: взял готовое пособие, выполняешь вместе с малышом полезные задания. Не надо ломать голову, изобретая сюжеты для игр, которые, вдобавок, кажутся многим взрослым бессмысленными и скучными. Но игра - важнейшая сфера деятельности ребенка. Самая, наверное, важная, ведь в игре - он познает мир, примеряет на себя различные, в том числе "взрослые", роли, учится общению, постигает оттенки чувств. И если в этой сфере пробел, эмоциональное развитие ребенка затормаживается, а личность деформируется.

Компьютер по имени Валерик

ВАЛЕРУ родственники и знакомые в один голос называли "Знайкой". Шестилетний мальчик уже свободно решал примеры с трехзначными цифрами, читал, как взрослый, легко решал достаточно трудные логические задачи, обыгрывал папу в шахматы. Все были в восторге, только мама смотрела на сына с тревогой.

- Никто моих опасений не разделяет, называют меня паникершей. А мне чем дальше, тем страшнее за Валеру. Это же не человек, а какая-то компьютерная энциклопедия растет. Порой кажется, что у него вообще нет чувств. Я болею - у меня часто давление скачет - так Валера мимо меня, как мимо стенки, ходит. Никогда не пожалеет, не спросит, может, что-нибудь принести. Не потому, что он жестокий или избалованный. Нет, просто ему даже в голову не приходит, что нужно проявить участие. А сердце ничего не подсказывает. И вообще, он вроде бы умный мальчик, а иногда элементарных вещей не понимает. Принесли тут нам знакомые в подарок коробку шоколадных конфет. Так он при всех говорит: "Ты, папа, шоколада не ешь, тебе ведь уже пятьдесят лет". "Ну и что? - не понял отец. - При чем тут конфеты?" - "А при том, что средняя продолжительность жизни у мужчин... (я не помню точно, какую он цифру назвал) то ли пятьдесят один, то ли пятьдесят три года". Не знаю уж, где он это вычитал. А может, по телевизору сказали.

Теперь настал мой черед удивляться.

- Погодите, но какая связь между конфетами и продолжительностью жизни?

- Самая что ни на есть прямая, логическая, - вздохнула мать. - Дескать, тебе, папа, и так недолго жить осталось, а шоколад для здоровья вреден.

- Что, прямо так и заявил?

- Да. Все были в шоке. Я ему потом долго пыталась объяснить, что такие вещи не говорят, но, по-моему, Валера не понял.

Конечно, пример этот очень яркий, ведь и мальчик был незаурядный как в смысле способностей, так и в личностном плане. Но вообще-то ранняя интеллектуализация приводит к формированию именно такого шизоидного типа личности, пусть и в более сглаженной, мягкой форме. Вот что говорит о таких детях практический психолог Ирина Александровна Карпенко: "В них с малолетства подогревается эгоизм. А эмоциональное недоразвитие ведет к аутизации, отстранению от окружающего мира. Ребенок не понимает людей, не чувствует их и не интересуется ими. Из-за такой отстраненности он часто ведет себя неадекватно, что еще больше затрудняет его контакты. Начинается отставание в психологическом плане. Если же в ребенке от природы есть черты шизоидности, то ранний упор на логическое мышление может настолько усугубить психику, что встанет вопрос об обращении к врачу".

"Помните Кая из "Снежной королевы"? - любит повторять, читая лекции студентам, другой детский психолог Ирина Яковлевна Медведева. - Не знаю, намеренно или невольно, но датский сказочник создал потрясающий по своей диагностической точности образ шизофреника. В сердце у него ледяная игла (в старину, кстати, шизофрению, весьма выразительно называли "скорбным бесчувствием"), а ум всецело занят решением сложнейших абстрактных задач: герой пытается сложить из льдинок слово "Вечность".

Если не дать наиграться...

В ДОШКОЛЬНОМ возрасте надо прежде всего заботиться об эмоциональном благополучии малышей. Остальное второстепенно. "Главное, - утверждают психиатры, - дать детям набегаться, наиграться, почувствовать тепло и заботу матери". Когда же мама нацелена в первую очередь на интеллектуальное развитие малыша, она нередко ставит его в эмоционально тяжелую ситуацию. Допустим, он хуже других ребят справляется с заданиями, а она начинает его сравнивать, стыдить, сердиться.

Или другой пример. Ребенок повышенно утомляем, раним, чувствителен. Высидеть на уроке, пусть даже длящемся всего двадцать минут, для него тяжело. В группе детишек он чувствует себя неуютно. Вернувшись из мини-лицея домой, малыш хочет отрешиться от неприятных переживаний, отдохнуть, поиграть. А его заставляют выполнять домашние задания. Он сопротивляется, впадает в агрессию. Годам к семи у ребенка уже может выработаться стойкое отвращение ко всему, что так или иначе связано со школой. А отношения с мамой серьезно разладятся.

Очень важно и не оказывать насилие над природной любознательностью ребенка. Забегая вперед, заставляя его интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему труднодоступны, взрослые не стимулируют, а наоборот, убивают детскую любознательность. Знания набивают ребенку оскомину, и в подростковом возрасте, вырвавшись на свободу, он зачастую хочет только одного: развлекаться.

- Не пойму, что стряслось с нашим классом, - сетовала на родительском собрании учительница. - В седьмом еще были дети как дети, а теперь словно с цепи сорвались. На уме только дискотеки! А ведь как хорошо начинали! Все пришли в школу великолепно подготовленными, занимались по экспериментальной, продвинутой программе... И если бы один-два ученика отбились от рук, а то - практически целый класс!

Так что лучше дать детям наиграться вовремя. Тем более что те же самые начатки счета или чтения они гораздо быстрее усвоят (конечно, не в полгода или в год, а когда сам дозреют до этой потребности!) в ролевой игре "в школу", обучая кукол или плюшевых зайцев. Как усваивали подобные премудрости предыдущие поколения, подарившие миру столько изобретений и научных открытий, да и пишущие обычно куда грамотнее современных выпускников.

Смотрите также: