В конце 2001 года Конгресс США одобрил программу с символическим названием "Равные возможности для всех детей", выделив на широкомасштабную реформу образования 26,5 миллиарда долларов. Ее идея сформулирована достаточно четко: страна, которая хотела бы отвечать серьезнейшим вызовам времени, должна опираться в первую очередь на фундаментальное математическое и естественно-научное образование, иначе у этой страны нет будущего.
В нашей стране реформа системы образования последние годы идет непрерывно. Модернизация школьных программ касается и курса математики. Оценить ее направление мы попросили Сергея Михайловича НИКОЛЬСКОГО - академика РАН, профессора Московского физико-технического института, лауреата Государственных премий.
Сегодня "у них"
Был я в Америке в г. Коламбия, штат Южная Каролина. Решил посетить школу. Мальчик Коля привел меня на большой школьный двор. Шумят дети белого и черного цвета, стоит много автобусов, которые привозят детей из города, обширное школьное здание легкого типа - в Южной Каролине холодных зим не бывает. Заходим в большой холл - что-то вроде лаборатории, в разных местах занимаются дети с учителями. Шум уже не такой, как во дворе. Подхожу к столику, где сидит дама - учительница математики. Представляюсь и прошу показать программу.
- У нас программы по математике нет, - был ответ.
- Как нет?
- Так нет, у нас есть только программа по поведению.
- А как же вы учите?
- Вот толстая книга, в ней все написано по математике, я должна выбрать из нее по своему усмотрению 60% и учить детей.
Получается, что она может не выбрать теорему Пифагора или сложение дробей.
В университете г. Коламбия работает наш профессор К. И. Осколков (Колин папа), ведет несколько групп. У себя в Московском физико-техническом институте он имел большие потоки в 200 слушателей. Константин Ильич сказал мне, что на прошлой неделе он у себя в группе рассказывал студентам доказательство теоремы Пифагора. У нас в России ее знает каждый школьник.
Много подобных фактов я слышал от наших питомцев - физтехов и мехматян из МГУ, преподающих сейчас математику и физику в США.
Многие американцы возмущаются такой постановкой преподавания, суть которой такова: изгнать из математики логизм и излагать только факты.
Именно поэтому Конгресс США и обсуждает эту проблему, поэтому и обеспечивает финансами назревшую необходимость повышения уровня преподавания.
Что из этого получится - это можно будет узнать только через пару десятков лет, потому что действительное повышение математического образования в школах США требует кардинальной переподготовки имеющихся учительских математических кадров и написания новых учебников. Пойдут ли просвещенческие круги США на это или нет, будет видно в дальнейшем. Ведь это вопросы, я бы сказал, о повышении социального статуса американской молодежи. Повысить или понизить математическое (логическое) мышление народных масс - это уже вопрос социальный.
Для нас же эти перипетии на американской почве могут служить хорошим примером: как-никак государственный орган США - Сенат - нашел необходимым изучить математический (логический) уровень своего народа с целью этот уровень повысить.
... И у нас
В нашем школьном математическом образовании возникли подобные вопросы, хотя и имеется большое различие.
Оно заключается в том, что в США создан огромный класс учителей математики, обученных по специальным методам, которые американцы сами же теперь критикуют. Мы же имеем мощные кадры учителей математики, разогнанных пока только частично, обученных классическим методам преподавания, хорошо проверенным на практике. Ведь совсем недавно советская математика, которая зиждилась на этих методах, находилась на первом месте в мире. Однако наше Министерство образования в своих новых "реформах" вместо того, чтобы только улучшать эти методы, производит грубое разрушение хорошо проверенной системы обучения. Ученик, окончивший общеобразовательную школу, в результате этих реформ теперь не будет иметь среднего математического образования, как это понималось до сих пор. Его положение будет бесперспективным, ему с его знаниями будет заказано поступление в вузы, не будет хватать элементарных знаний из средней математики.
В чем же заключается разрушение достигнутого высокого уровня? Прежде всего в резком ущемлении количества часов, выделяемых теперь Министерством образования РФ на математику. Об этом говорят следующие цифры. По школьным учебным планам выделялось на арифметику и алгебру (ранее в 4-8-х классах, теперь в 5-9-х классах) в 1949 г. - 900 часов, в 1975 г. - 800, в 1999 г. - 650, уменьшение на 27%.
Специально по арифметике: в 1949 г. - 550 часов, в 1975 г. - 400, в 1999 г. - 350. Уменьшение на 36%.
Эти цифры выражают искусственную тенденцию занижения математического образования в наших общеобразовательных школах, которых на Руси большинство.
Соответственно планируется значительное уменьшение содержания программ и "разжижение" оставшегося содержания на длинные сроки, значительно превышающие хорошо проверенные.
Министерство образования РФ озабочено желанием реорганизовать наши 11-летки в 12-летки. Можно подумать, что прибавление года теперь уже обеспечит должное математическое образование. Что это - специальный социальный заказ? Или недомыслие?
Происходит странное дело - попытка духовного (умственного) ограбления нашего народа. Материальное ограбление уже произошло.
Замечу, что в этом моем разговоре я имею в виду детей, которых назову "нормальными". Это достаточно здоровые дети и достаточно способные, чтобы разбираться в трудностях элементарной математики: дроби, уравнения, синусы, логарифмы. Таких детей много, от них зависит прогресс - о них я и говорю.
"Разжиженная" математика