Конец учебного года - пора экзаменов, контрольных, тестов. Как вы думаете, ваш ребенок психологически готов к проверкам? Хорошие знания, к сожалению, не всегда гарантируют успех. Собраться и быть готовым отвечать - тоже очень важно.
На точке успеха
Чуть-чуть поволноваться перед экзаменом - полезно. Легкое волнение помогает человеку мобилизоваться. Он быстрее и лучше соображает, легче "схватывает" подсказку; если ему не хватает знаний, анализирует информацию из смежных областей.
Но если возбуждение нервной системы продолжает нарастать, работа становится менее успешной. Уменьшается количество выполненных заданий, увеличивается количество ошибок.
Страстное желание во что бы то ни стало получить хорошую оценку, способно вообще нарушить работоспособность. Ученик не может собраться, мечется от одного задания к другому. Иногда, уже выполнив задание, он обнаруживает небольшую ошибку и перечеркивает все сделанное, хотя поправки могли быть совсем маленькими.
Оптимальная точка возбуждения у всех находится на разной высоте. Одна и та же волна для кого-то окажется "в самый раз", а другого мобилизует недостаточно, третьего же вообще приведет в состояние паники.
Вдохновение по расписанию
Научите ребенка почувствовать это состояние успеха, вызывать его по заказу и удерживать. Получается это не сразу, поэтому начинать такую работу надо с младших классов школы.
До того, как человек впервые "поймает свой кураж", ему невозможно объяснить, о чем идет речь. Поэтому почувствовать его и запомнить это состояние ребенку должны помочь взрослые. Отмечая, что ваш сын сегодня был в очень хорошей форме, прекрасно справлялся с заданиями, вы тем самым подсказываете ему: обрати внимание, когда ты в таком состоянии, у тебя все получается. Запомнив свои ощущения, ребенок будет стараться в ответственные минуты вновь вызвать это у себя.
Обратите внимание детей на появление "сигналов готовности". Одни люди чувствуют легкость во всем теле или в голове, другие, наоборот, тяжесть. Третьи в состоянии куража как-то особенно ярко и остро воспринимают окружающее. Четвертые, наоборот, перестают видеть и слышать все вокруг. Очень многие отмечают, что "сигналом готовности" служит для них появление ощущения - что бы ни произошло, все будет хорошо уже потому, что кончится ожидание.
От начала "предстартового" волнения до момента максимальной собранности и готовности к работе проходит определенное время, и у каждого человека оно свое. Поэтому одним лучше сдавать экзамен в первых рядах, другим - в последних.
Чтобы ребенок научился сам оценивать свое состояние и настраиваться, ему нужен опыт работы в "боевых условиях". Поэтому родителям стоит хорошо подумать, прежде чем начать добиваться освобождения ребенка от экзаменов. Отсутствие экзаменационного опыта в будущем может сослужить вашему чаду плохую службу. Если вы боитесь, что ребенок будет слишком волноваться и это отразится на его здоровье, лучше обесценить в его глазах результаты экзамена, чем освободить от самого экзамена.
Репетиция триумфа
Ученику средних классов можно предложить устроить дома репетицию. С билетами, временем на подготовку, письменным планом ответа. Старшеклассники и студенты сами часто приходят к этой идее и устраивают предэкзаменационные "посиделки", где каждый рассказывает содержание нескольких билетов.
Во время "репетиций" обратите внимание ребенка на некоторые специальные навыки.
Учите следить за временем и правильно его распределять. Очень подробный, красивым почерком написанный ответ на первый вопрос может не оставить времени на обдумывание второго и третьего задания.
Стоит обсудить порядок выполнения заданий. Для одних лучше начинать с самого легкого. Это позволяет успокоиться и сосредоточиться. Другим удобнее начинать со сложных заданий, чтобы поразмышлять над ними спокойно, не чувствуя ограничения во времени. Третьи предпочтут работать по порядку. У каждого человека свой индивидуальный стиль работы. Но чтобы его освоить, ребенок должен попробовать разные варианты. Приучите детей сразу же правильно оформлять работы, чтобы это вошло в привычку и на экзамене не требовало от ученика дополнительных усилий.
Страховка родителя
Насколько сильно будет нервничать ребенок перед экзаменом, во многом зависит от родителей. Слишком большое внимание родителей к экзаменационным оценкам заставляет волноваться даже уравновешенных детей.
В результате они отвечают ниже своих возможностей. Если ваш ребенок "по природе своей" слишком серьезен, ответствен или тревожен, вам надо успокоить его и объяснить, что предстоящая контрольная всего лишь один маленький эпизод в ряду прошлых и будущих событий его жизни.
Сдавать экзамены - это умение, которому можно научиться так же, как можно научиться кататься на роликах, играть на гитаре или решать задачи. Как и во всех других случаях, для этого надо работать. Очень вредно рассматривать успех на экзамене как игру злых и добрых сил, а умение "собраться" - как нечто, данное свыше.
Смотрите также:
- Почему школьник не любит учиться (22.10.2004) →
- Как воспитать уверенного в себе →
- Вундеркинд. А кому он нужен? →