Как мы воспитываем дочерей? Так же, как сыновей? Или стараемся поддержать в них те ростки мягкости, сострадания, кокетства, которые природа закладывает в каждое женское создание? А может быть, мы сразу жестко определяем для дочерей судьбу: муж, кухня, дети? Вопросы, вопросы... Это трудно - выбрать правильный тон, общаясь с девочкой.
Мир глазами девочек
Откажитесь от убеждения, что мальчики и девочки - это одно и то же, что мужское всегда лучше женского или, наоборот, что мужчины насквозь неправильны, что женщины - сплошная ошибка природы, что быть представителем одного из полов лучше, чем другого, потому что один пол добрее, умнее, нежнее, сильнее, более воспитан, остроумен, рационален или слабее другого, что одних воспитывать легче, а с другими справиться труднее, и так далее, и так далее.
Мы не можем правильно осмыслить, что же такое девочки, потому что наше общество отрицает их особенности, предполагая, что женщины должны вести себя, как мужчины. Требование сразу ставит девушек и женщин в неравное положение в обществе, где их оценивают по тому, в какой мере им удалось добиться независимости, то есть по способности энергично действовать в одиночку против всех и вся.
Наших же дочерей вдохновляет совсем иное, ибо они видят мир в свете отношений. Вместо того чтобы стремиться к независимости, девочки ищут равноправных взаимозависимых отношений, где можно давать и получать, где люди активно взаимодействуют. Девочки в первую очередь ищут способ установить контакт с другими людьми, чтобы можно было объединить усилия, а не стремятся прибегать к силе, чтобы властвовать над остальными.
Девочки, сами нуждаясь в заботе, постоянно ищут себе объект попечения, хотя делают это незрело и часто противоречиво.
Время действовать
Девочка в восемь-двенадцать лет развивается во всех направлениях. У нее становятся длиннее ноги, и сама Она значительно вырастает; к десяти годам ее тело начинает готовиться к началу менструаций. У нее формируются тесные отношения с отцом, углубляется связь с матерью, особую значимость обретают подруги...
Девочки восьми, девяти, десяти лет ведут себя так же, как мальчики, они свободно исследуют мир и добиваются всего, к чему стремятся их сердца. В одиннадцать-двенадцать они уже думают о том, каким должно быть их тело; что нужно для того, чтобы пользоваться успехом; как должна думать и вести себя девочка. В этом возрасте она все больше сосредоточивается на жизни своей души, на своих чувствах.
В эти годы она исследует мир вне дома, постигает свои собственные интересы и склонности, познает, как что работает и чем приводится в действие. Среди этих захватывающих исследований, книжных или реальных приключений и странствий девочке нужен спокойный уголок, тайное местечко, где она могла бы помечтать, побыть наедине с собой, пошептаться с подругой. Хотя многих девочек от восьми до двенадцати лет не пугают ни математика, ни естественнонаучные дисциплины, колеса неравноправия в области образования продолжают вертеться, оказывая свое неблагоприятное влияние. Мы можем помочь своим дочерям освоить математику и естественные науки, если включим их в повседневную жизнь наравне с чтением и занятиями изобразительным искусством.
Приготовление еды - интересное и увлекательное занятие, которое позволяет научиться строго следовать инструкции, познакомиться с химическими соединениями, постичь науку измерений и освоить дроби. Предоставьте дочери право рассчитать необходимое количество продуктов на неделю, взвесить их, заплатить за покупки в магазине и проверить сдачу - все это будет способствовать развитию у нее математических навыков, столь необходимых в жизни.
Выдавайте девочке на руки средства на приобретение одежды: вместе с ней каждый сезон пересматривайте ее гардероб и совместно решайте, что необходимо приобрести. Если же вещь, которую дочь выбрала, находится за пределами возможностей семейного бюджета, предложите ей способ заработать недостающие деньги. Это научит девочку жить по средствам и расходовать деньги разумно.
Дочери вырастают