Кто научит, как играть?

   
   

Что знают родители?

В одном из московских дошкольных учреждений год назад на собрании, посвященном подготовке детей к школе, родителям были заданы вопросы: "Знаете ли вы, во что и как играют ваши дети? И какое значение имеет игра для будущей жизни и развития ребенка?"

Папы и мамы вначале вяло и неохотно отвечали на заданные вопросы. Односложные ответы звучали так: "Петя играет в машины и роботов. Он сам играет, нам не мешает", "Я покупаю своему много игрушек: что он просит, то и покупаю. Пусть играет, а как - я не знаю, мне не до его игр", "Мы Леночке купили набор "Барби", она одна или с подружками как-то играет...", "А мой внук посмотрел фильм и теперь твердит, что он - человек-паук".

На вопрос "О чем дети разговаривают с куклами? Как себя ведут в игре?" родители примерно одинаково ответили: "Ну, что-то говорят... Нас копируют в диалоге с куклами... Когда играют в машинки, устраивают гонки, аварии как на настоящей трассе..."

Интересной, содержательной беседы не получалось. И тогда воспитатель старшей группы Надежда Владимировна решила сама рассказать родителям о таинствах детской игры.

Многие молодые родители впервые узнали о том, что игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника. В игре малыш постигает основы жизни, тренирует память, учится общаться со сверстниками, со взрослыми, у него развивается воображение. Он выступает то в роли доктора (продавца, тренера...), то тут же становится пациентом (покупателем, игроком...). Ухаживая за игрушечными животными, дошкольник учится гуманно обращаться с "братьями меньшими": он "водит" их на прогулку, "кормит" разной едой, "бинтует" пораненные лапки, учит их "говорить" (издает характерные для разных видов животных звуки).

Ребенок в игре самостоятельно руководит ситуацией. Он приобретает первый социальный опыт, осваивает азбуку нравственных норм, у него развивается ряд ценнейших психических качеств и свойств личности, которые крайне нужны будущему школьнику. И здесь важна помощь взрослых, именно мягкая, неназойливая помощь, а не жесткое, требовательное руководство.

Папа может отвлечься на десять минут от своих повседневных дел и превратиться в гонщика-напарника своему сыну. Имитируя гонки, папа доставит радость малышу от совместной с ним деятельности и одновременно научит маленького водителя (да и пешехода) элементарным правилам дорожного движения.

А мама окунется в детство и поможет дочке одеть куклу не только в готовые купленные в магазине наряды, но и в связанную своими руками шапочку или кофточку; научит девочку бережно относиться к вещам, пришивать оторвавшиеся пуговицы и хлястики. В жизни это пригодится.

Старший брат может показать кукольный спектакль, который они ставили в школе. Малыш, посмотрев спектакль как зритель, наверняка захочет поучаствовать в нем как актер. Ему понравится играть разные роли, и он сам в дальнейшем будет придумывать варианты окончания спектакля и разыгрывать сценки.

А бабушка хотя бы раз в месяц поможет внучке стать домашним поваром: испечь вкусный пирог для всей семьи, приготовить фруктовый салат для встречи подружек, сварить суп для кукол.

Ну а дедушка...