Не заикайтесь на экзамене или как вспомнить всё

Продолжение. Начало в N 22, 23, 24 за 2005 год, N 1 за 2006 год

Как вести себя на экзаменах, если у ребенка возникает ступор, запинки или полный речевой блок? Об этом, продолжая обсуждение проблемы заикания и логоневрозов, рассказывает Андрей БЛУДОВ - директор НИЦ Биокибернетики.

ЭКЗАМЕНЫ - это стресс не только для людей с речевыми проблемами: заиканием или логоневрозом. Экзамен может вывести из равновесия речь любого человека. Кто из нас не чувствовал ступор и невозможность нормальной речи во время сдачи устных тестов? Аналогичные проблемы возникали и во время выступления перед аудиторией или проведения презентаций. В этот момент как не позавидовать замечательным рассказчикам, которые перед камерой могут неограниченное время держать внимание аудитории, интересно сопоставлять события. В этом смысле меня восхищает Виталий Яковлевич Вульф, с которым мне однажды пришлось встретиться в программе "Принцип Домино", посвященной влиянию речи на собеседника. Мы даже специально исследовали особенности его речи и интонаций.

Что происходит с голосом и речью

   
   

В большинстве случаев из-за волнения и возбуждения речевого центра повышается тонус мышц гортани и голосовых связок, и, как следствие, повышается высота голоса (эту проблему мы обсуждали в прошлом выпуске и даже рассматривали схемы). Иногда даже голос "сваливается" на фальцет. Голосовые связки ведут себя как перетянутая струна. Кроме того, увеличивается подсвязочное давление, что аналогично повышению давления в мехах органа. Голос становится, если послушать со стороны, громким, хотя сам человек не слышит этого - "симптом глухаря". Высота голоса во время речи увеличивается с терции на квинту или даже октаву.

При патологическом падении тонуса речевого центра Брока - вторая крайность - голос становится тихим, монотонным, неуверенным. И в первом, и во втором случае нарушается согласованная работа между ассоциативным центром, который строит фразы и предложения, и центром Брока. Как результат, мысли не складываются в правильные фразы, фразы произносятся с разрывами, или вовсе наступает ступор.

"Зажатый" голос влияет на мозг

Нужно помнить, что наш голос - это зеркало электроэнцефалограммы. А "правильные" характеристики электроэнцефалограммы - гарантия эффективной работы мозга. Стало быть, неправильно работающий речевой аппарат по механизму обратной связи мешает концентрации внимания, подавляет работу ассоциаций и извлечение необходимого материала из оперативной памяти. Неестественная высота голоса вызывает запредельное торможение коры головного мозга. Чрезмерное интонирование - нарушение бета-ритма. Я поясню. Так называемый "интеллектуальный" бета-ритм мозга имеет частоту до 38 герц. Именно он находится в зоне естественной интонации. Вы, наверное, сами обращали внимание, что люди, которые имеют "холодную" голову в критических ситуациях никогда не повышают голос и интонации, а поэтому всегда принимают верные решения или находят нужные слова.

Вторая крайность - недостаточное интонирование делает голос монотонным, бледным, неуверенным. Диапазон интонации - около 7-10 герц, а именно на частоте 7-13 герц - звучит природная "волна страха", излучаемая тайфунами, землетрясениями и извержениями вулканов, и побуждающая все живое покидать очаги стихийных бедствий. Т.е. голос подсознательно воспринимается слушателями как испуганный с соответствующим отношением к его обладателю.

Вспоминаем то, что забыто

Для того чтобы в критической ситуации "вспомнить все" и даже то, что давно позабыл или слышал краем уха: первое - необходимо перейти на свою "природную" высоту голоса, что снимет перевозбуждение коры мозга в целом. Второе - уменьшить громкость основного тона до естественной, что настроит на оптимальную работу центр Брока. Этот пункт особенно важен для заикающихся. Третье - увеличить силу грудных обертонов, что приведет к активации "интеллектуального" бета-ритма мозга, ответственного за память и принятие решений. В нашем центре мы обучаем данной методике при помощи визуализации важнейших характеристик речи. И каждый может обучиться держать удар в самых напряженных и ответственных ситуациях, к которым, несомненно, относятся экзамены.

Все вышесказанное касается не только наших пациентов, которые имеют опыт устранения заикание в нашем центре, но и тех людей, у которых возникают блоки при выступлении перед аудиторией, которые не могут вспомнить, что и в какой последовательности говорить, хотя прекрасно знают материал. Для них мы разработали специальную программу "Super-Speaker.ru".