Сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем - один ученик на класс. Половина выпускников не может получить профессию по душе из-за неудовлетворительного состояния здоровья. И здоровье их резко ухудшается именно за годы обучения в школе.
Нельзя сказать, что такое положение вещей не волнует тех, от кого зависит состояние наших детей в школе - педагогов, ученых, государственных мужей. Волнует. И доказательство тому - Всероссийский форум "Образование и здоровое развитие учащихся", который прошел в конце 2005 года в Москве. В нем приняли участие не только учителя, директора школ, ученые-физиологи, медики, но и члены Совета Федерации ФС РФ и даже председатель Совета Федерации С. М. Миронов. Проблема обсуждалась на самом высоком уровне. Однако, единого взгляда на то, как изменить ситуацию, у собравшихся не было...
Урок в движении
Доктор медицинских наук Владимир Базарный считает, что главный бич современного образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.
Ученый разработал несложные приемы, которые позволяют любому учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении. Например, в классе на половине парт стоят специальные конторки, часть урока дети за ними пишут и читают стоя. Причем, стоят они в носочках на массажных или самодельных ковриках с нашитыми на них пуговицами, невольно переминаясь с ноги на ногу.
Методические материалы расположены в классе так, что детям все время приходится поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке нарисованы офтальмологические тренажеры, ученики, время от времени, водя взглядом по этим линиям, дают отдых глазам.
Наш мозг устает от созерцания прямых линий, он не создан для их наблюдений, потому что в природе прямых линий, кроме линии горизонта, нет. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов в классе на стенах, на доске много волнообразных линий. Даже картинки, необходимые для урока, учитель развешивает на доске не горизонтально, а волнообразно.
Все эти приемы используют последователи Базарного в сотнях школах страны.
Впрочем, конторки, возможность переходить на уроке с места на место, то вставать, то садиться - не новшества, придуманные самим Базарным. Писали и читали стоя и в школах XIX века, картина Н. Богданова-Бельского "Устный счет" наглядно показывает, что ученики дореволюционной сельской школы имели возможность ходить по классу во время решения математических задач. Не сидят, замерев за партой, а ходят по комнате, располагаются на полу и ученики младших классов в школах США. Но В. Ф. Базарный и не отрицает, что он только научно обосновал весь тот хороший опыт, который существовал когда-то в школе. И убедился, что его метод - работает. Эксперимент, который был проведен в 400-х школах республики Коми и в сотнях школ в самых разных точках страны, показал, что у 95% детей, обучавшихся в тех классах, где применялись методики Базарного, здоровье не только не ухудшилось, но и улучшилось! Исправилась осанка, повысилась острота зрения, дети опередили в росте своих сверстников.
Феномен раздельного обучения
Но не только эти простые новации Владимир Базарный предлагает ввести в школах. Он активный сторонник раздельного обучения мальчиков и девочек в начальных и средних классах. Дети могут ходить в одну школу, вместе играть на переменах, участвовать в общих школьных мероприятиях, но учиться мальчики и девочки должны раздельно. Такое обучение позволит педагогам учитывать особенности гендерного развития (все знают, что мальчики и девочки взрослеют не одновременно), избавит школьников от лишних стрессов и не нанесет вред их здоровью. Идею раздельного обучения поддерживают и многие физиологи, в том числе из Института гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН, из Санкт-Петербургской Академии последипломного педагогического образования...
Мозг мальчиков и девочек развивается по-разному и с разной скоростью. В младших классах девочки опережают мальчиков в развитии: они лучше выполняют типовые задания, лучше отвечают и устно и письменно, легче выполняют некоторые мыслительные операции. До 5-6-го класса девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа в лице учительниц-женщин требует от них, чтобы они подражали успешным девочкам и в поведении, и в учебе, подавляли в себе мужское начало. Да еще девочки, более зрелые и физически и духовно, в младших классах навязывают мальчикам свои пристрастия, привычки, взгляды, страхи. В результате многолетний стресс не только ухудшает здоровье мальчиков, за школьные годы они теряют истинно мужские качества - целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отвечать за свои решения и отстаивать свое мнение.
Раздельное обучение, которое применяется в экспериментальных школах, демонстрирует любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из "мужских" классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в Московской школе N 760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет использует некоторые технологии Базарного, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех - хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.
А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея N103 г. Железногорска Красноярского края только половина признана годной к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признаны абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть ребята оказались еще и хорошо образованными.
Но ведь и девочкам раздельное обучение идет на пользу! Мы когда-то уже писали об экспериментальных "девчачьих" классах в московских школах. Исследование, которое много лет ведет в этих школах Институт гигиены детей и подростков, показывает, что здоровье учениц "девчачьих" классов намного лучше, чем у их сверстниц из смешанных классов. У них лучше и показатели пульса, и артериального давления, и состояние желудочно-кишечного тракта, у них выше работоспособность, они даже простудами болеют реже! Все мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3-4 раза меньше, чем их сверстники.
Зачем секундомер и шариковая ручка?
И, тем не менее, не все физиологи поддерживают точку зрения, что именно раздельное обучение сохранит здоровье нашим детям. Главным врагом здоровья они считают современные методики преподавания. Вместе ли учить мальчиков и девочек, раздельно ли, главное, их надо учить не так, как учат сегодня. Например, директор Института возрастной физиологии РАО доктор биологических наук Марьяна Безруких уже много лет доказывает вред безотрывного письма и чтения на скорость в начальных классах.
Как определить, научился ли ребенок читать? И вот учителя с секундомером в руках замеряют, сколько слов в минуту может протараторить первоклассник. Или берет малыш с первого дня обучения в школе шариковую ручку и учится писать, не отрывая "пера" от бумаги. А оказывается, раньше, макая его в чернильницу, дети испытывали гораздо меньший стресс. Их руки не сводила судорога усталости, у них не поднималось артериальное давление и не учащался пульс, потому что рука выписывала каждую букву в отдельности, мышцы получали микро передышку между нажимами пера, и пока рука тянулась к чернильнице, мозг и нервная система отдыхали от самой сложной работы из всех, что доводится выполнять человеку - от письма.
Исследования показывают, что сегодняшние школьные методы обучения не эффективны, для 90% детей учеба в школе не интересна! Знания, которые дает школа, не вызывают эмоций и потому отторгаются мозгом. Увы!..
Рабочий день крепостного крестьянина
Да разве только неправильные методики преподавания подрывают здоровье детей, восклицали на симпозиуме выступавшие в прениях учителя. Вы посмотрите, какой объем информации должны усвоить дети. Рабочий день старшеклассника длится 12,5 - 14,5 часов. Просто как у крепостного крестьянина. Чтобы выполнить все, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остается времени ни на чтение, ни на увлечения, ни на полноценный сон.
Новые программы, в 40% случаев ориентированы на "продвинутый" уровень образования, в то время как одаренных детей примерно 6%, способных - 15%. То есть дети их изначально не могут усвоить, а мы с них требуем: ты должен запомнить, ты должен знать, ты должен хорошо учиться. В школах появляются все новые предметы. Кто же будет спорить, например, что иностранный язык, лучше учить с первого класса, чем с пятого; и лучше после школы знать два иностранных языка; и что в школе нужно преподавать граждановедение (мы, ведь, хотим получить поколение ответственных сознательных граждан); и что знакомство с мировой культурой - это необходимо; и ОБЖ - нелишне, вон какое тревожное время сейчас, надо уметь защитить свою жизнь от катаклизмов природы и действий злых людей. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объеме, что и раньше, и курс химии, русского языка, географии... тоже. Как все уроки затолкать в и так уже длинный учебный день? И ведь при таких безумных нагрузках образованнее наши дети не стали. Родители выпускников знают, что без подготовительных курсов и репетиторов поступить в вузы сегодняшние выпускники не в состоянии.
Что могут родители
Но что же можем сделать мы, родители? Разработать другие методики преподавания мы не в силах, это дело профессионалов. Написать другие учебники - тоже. Отдать своих детей в школы, где мальчики и девочки учатся раздельно? На всех таких школ не хватит. И вряд ли их станет больше в ближайшее время. В "мальчишечьих" классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения.
И все-таки, кое-что мы сделать можем.
Во-первых, выбирая альма-матер для своего ребенка, посмотрите: она будет только давать знания, или еще и хоть как-то заботиться о здоровье своих учеников. Сегодня только за один год знания обновляется 15% знаний. Ребенку придется учиться всю жизнь, и на эту учебу у него должно хватить здоровья. Посмотрите на выбор школы с этой точки зрения. Если рядом с вашим домом есть школа с раздельным обучением мальчиков и девочек, отдайте ребенка в нее. Если в ближайшей школе учителя применяют какие-нибудь оберегающие здоровье детей методики или технологии, хорошо.
Во-вторых, несколько инициативных родителей, объединившись, могут вынудить школу позаботиться о здоровье учеников. Заказать конторки - дело не дорогое, исправлять потом ребенку осанку курсами лечебной физкультуры и массажами обойдется дороже, поэтому конторки можно установить в классе за родительский счет. Можно самим начертить на потолке класса офтальмологические тренажеры и убедить учителя пользоваться ими на уроке, хотя бы на 2-3 минуты давать отдых глазам. Можно при очередном ремонте покрасить в классах стены и так расположить наглядные пособия, чтобы детям было комфортно находиться в этом помещении каждый день. И можно задать директору и завучу вопрос, какие современные методики, из тех, что позволяют детям усваивать материал без стресса используют учителя вашей школы? Эти методики известны, они широко освещаются и обсуждаются в педагогической печати и их пора применять. Кстати, опросы показали, и большинство учителей (79%) не против того, чтобы их освоить.
Главное, чтобы школа понимала, какой ценой она вбивает в бедные детские головы знания...
Смотрите также:
- Почему школьник не любит учиться (18.11.2004) →
- АНОМАЛЬНОЕ ДЕТСТВО. "Двойки" - не от лени →
- Зачем им учиться вместе? →