Продолжение. Начало в N 22, 23, 24 за 2005 год, N 1, 2, 3, 4, 5 за 2006 год
Один из важных моментов лечения заикания и логоневрозов - коррекция восприятия собственного голоса. О научной "подоплеке" этого метода и возможностях его использования рассказывает директор НИЦ биокибернетики Андрей БЛУДОВ.
ВЫ, наверное, не раз обращали внимание, что ваша собственная речь, записанная на магнитофон или на автоответчик, вами же воспринимается совершенно по-иному. Многие даже удивляются: "Неужели это мой голос, и неужели я так говорю?" Хочу сразу заверить, что аппаратура здесь не причем. Весь секрет заключается в следующем: когда мы что-то говорим, мы слышим два голоса, а когда прослушиваем автоответчик, то слышим только один голос. Дело в том, что в восприятии собственного голоса участвуют два канала. Первый - воздушный - имеет следующий путь: губы, наружное ухо, барабанная перепонка, слуховые косточки, струны-резонаторы внутреннего уха. Второй канал - костный, который, минуя слуховые косточки и резонаторы, передает речь через кости черепа непосредственно во внутреннее ухо.
Таким образом, слушая свой голос со стороны, мы используем только воздушный канал, когда мы что-то говорим - костный и воздушный каналы вместе. Отсюда и проистекает обман по поводу красоты собственного голоса.
В норме воздушный канал должен являться основным. Костный природа использует для подстраховки. Но иногда костный путь становится главным, ведущим...
Первый и самый безобидный подводный камень вследствие такого положения вещей - отсутствие музыкального слуха у ребенка. Оно и понятно, собственный голос не контролируется резонаторами внутреннего уха, которые имеют форму струн. Многие певцы для усиления благоприятного воздушного канала и улучшения музыкальности поют в наушниках.
Второй подводный камень уже опаснее. Костный канал является более быстрым. Во-первых, потому что более короткий, а во-вторых, потому что скорость звука в кости выше, чем в воздухе. Ребенок начинает невольно говорить быстрее. А мы знаем, что ускорение темпа речи ведет к срыву ее стабильности, возникновению запинок и разрывов речи.
Третий подводный камень - также не менее опасен. Костный канал не позволяет внятно контролировать собственную речь, что вызывает дополнительное напряжение голосовых связок. Опять-таки повышается вероятность речевых спазмов.
Естественно, возникает вопрос можно ли заблокировать костный канал? Можно. Есть простой и достаточно надежный способ. Нужно сделать так, чтоб эти два канала не совпадали по времени, и мозг выбрал именно "правильный". Для этого вы можете скачать с нашего сайта 1014503.ru бесплатную программу для работы с наушниками и микрофоном. Инструкция прилагается. Второй способ - воспитывать музыкальный слух и заниматься пением как вспомогательным, дополнительным методом в комплексном лечении заикания.
Случай из практики
В наш речевой центр обратился Александр Ю. Логоневроз средней степени тяжести, возник в 5 лет. Типичная ситуация: речевые спазмы усиливаются при разговоре с незнакомыми людьми. При тестировании определили четкое преобладание костной проводимости при умеренном повышении тонуса голосовых связок. Косвенным признаком преобладания костного канала восприятия собственного голоса явилось полное отсутствие "музыкального слуха" при пении. В комплексном лечении логоневроза акцент сделали на перестройку восприятия речи через наушники, т.е. воздушный канал. В первое время Александр "отказывался" слышать свой голос через наушники - он ему просто мешал - и упорно говорил в повышенном темпе.
Коррекция прошла успешно только через неделю, когда удалось сломать неправильный стереотип восприятия речи. Родители Александра рассказали нам, что теперь, когда Саша поет в караоке, его всегда приятно слушать. Это - побочный результат эффективного лечения.