Куда направить детское любопытство

   
   

А У ПАП с мамами в запасе немало способов подавить врожденную детскую любознательность. По словам детского психолога В. С. Юрченко, это в первую очередь принуждение к чтению, вообще к мыслительной работе, которая с самого начала рассматривается исключительно как вынужденная обязанность.

Мы всячески отмахиваемся от вопросов ребенка, в том числе и познавательных. Наказываем его за исследовательскую деятельность, в которой видим лишь сломанную игрушку. Строго следуем неизвестно откуда взявшимся педагогическим предрассудкам - не баловать ребенка. В результате чего нельзя лишний раз показать ребенку, что его любят. И еще много чего...

Всего этого было бы достаточно, чтобы уничтожить познавательную потребность в самом зародыше. Однако у родителей "припасены" еще более действенные, своего рода стратегические средства. К ним, по мнению психолога, относится "познавательный климат" в семье. И если родители сами не видят в познании ничего важного и интересного, то могут ли они требовать от ребенка успехов на этом поприще?

Однажды психологи провели один поучительный эксперимент по выявлению у детей 8-9 лет познавательной потребности, а затем и способности.

В большой комнате собрали много игрушек, машинок, книг, альбомов. Был даже детский компьютер. Сюда приглашали мам с детьми и просили их подождать примерно минут сорок. В этой замечательной комнате была одна тайна - огромное, во всю комнату, зеркало. Самое обычное со стороны помещения, где сидели мама с ребенком. Однако с обратной стороны оно было прозрачное, то есть обыкновенное стекло. Чтобы экспериментатор, невидимый для испытуемых, мог наблюдать, что происходит в комнате.

При этом особо подчеркивалось, что и мама, и ребенок могут вести себя абсолютно свободно и делать то, что нравится. В любое время они могут пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору. Да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, то есть дверь не будет закрыта (создавалась ситуация, когда неэтичность "подглядывания" за испытуемыми снималась).

Во время эксперимента и мамы, и их дети вели себя по-разному. Ученые выделили в их поведении четыре основные стратегии.

Первая. Мама сразу же принималась за воспитание своего малыша: "Давай посмотрим этот альбом, давай почитаем эту книгу и поиграем в эту игру" и т.д. Стратегия этих мам заключалась в прямом воспитательном воздействии.

Вторая. Мамы, оглядевшись по сторонам и обнаружив, что вокруг много непонятного, звали экспериментатора и просили, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем конкретно заниматься в этой комнате. То есть они перекладывали ответственность на того, кто проводил эксперимент.

Третья. Эти мамы, оглядевшись и заметив альбом, книжку или даже игрушку, в первую очередь сами погрузились в познавательную деятельность. Их дети имели возможность самостоятельно найти подходящее занятие. Такую стратегию можно назвать стратегией саморазвития.

Четвертая. Поведение мам в этом случае было самым незамысловатым. Они бездействовали, ожидая начала эксперимента, заставляя ожидать и ребенка. Когда же он сам пытался чем-то заняться, одергивали его ("сломаешь, испортишь, разобьешь, порвешь"), несмотря на то, что было разрешено вести себя свободно и делать все, что нравится.

Так вот, именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности у детей.

А наиболее развитые дети были у мам с третьей стратегией. Тех самых, которые углубились в свои занятия и не очень-то, казалось бы, обращали внимание на ребенка. Все дело в том, что дети этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей. А это гораздо важнее любых воспитательных мер.

Смотрите также: