На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. А была ли у ребенка дома возможность научиться этой самостоятельности и ответственности? Чаще всего - нет. Между тем в этом возрасте у малыша в домашнем образе жизни должен появиться "островок самостоятельности". К появлению такого островка как раз и не готовы многие мамы и папы.
В ПРИНЦИПЕ каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок стал самостоятельным и мог бы брать на себя ответственность за свои поступки. Но самостоятельным и ответственным в тех моментах, которые нужны ему, родителю. Самостоятельно готовить уроки, самостоятельно (без напоминаний) ходить за хлебом и выносить мусор. И редко взрослые задумываются о том, какой "островок самостоятельности" хотел бы иметь сам ребенок, и тем более позволяют своему ребенку решить, когда и сколько времени ему гулять, в какую спортивную секцию ходить, куда и как убирать свои вещи, школьные принадлежности. Не надо забывать, что самостоятельность - это внутреннее состояние ребенка, и навязать ее ИЗВНЕ невозможно. А значит, и воспитывать самостоятельность можно только в тех делах, которые интересны и приятны малышу.
Из чего же могут "вырасти" эти "островки самостоятельности"? Например, из домашней обязанности, к которой ребенок проявил живой интерес и делает с удовольствием. Тем более, что процесс взросления предполагает расширение крута домашних дел. Если вовремя заметить, что ребенок любит возиться с водой, то в этот момент ему можно поручить мыть посуду, даже если крохе едва исполнилось три года. И чтобы мытье посуды продолжало оставаться увлекательным занятием, а значит, и переросло в "островок самостоятельности", родителям придется проявить немало изобретательности. Например, покупать ребенку пену для мытья посуды с приятными, любимыми запахами, подарить ему набор цветных губок и постоянно подчеркивать, что это его личная губка, и каждый раз спрашивать разрешения перед тем, как взять ее. Важно не только вовремя заметить интерес малыша к какому-либо делу, но и не пропустить момент охлаждения интереса, чтобы суметь сохранить "островок самостоятельности" новыми формами поддержки. Например, ввести систему поощрений, если детей несколько, устроить соревнование или просто объявить КАНИКУЛЫ на то время, которое определит сам ребенок. И пусть ваш "островок самостоятельности" продержится не более 3 месяцев. Важно, что у сына или дочери появится опыт ведения самостоятельных домашних дел, а родители научатся замечать и поддерживать интересы, желания своих наследников. Согласитесь, что уметь поддерживать интерес ребенка к учебе не менее сложная задача, чем поддерживать интерес ребенка к мытью посуды.
Другим источником построения "островка самостоятельности" у дошкольника может стать появление СОБСТВЕННОСТИ, например, вещи из взрослого мира. Не каждая вещь из взрослого мира может стать строительным материалом для "островка самостоятельности". Есть важное условие: эта вещь должна быть полезна и иметь определенную ценность в образе жизни родителей. Например, если домашние любят путешествовать, то они могут подарить малышу КОМПАС. И естественно, научить им пользоваться. И ребенок благодаря появлению в его детской жизни такой вещи, как компас, сможет самостоятельно определить стороны света, нарисовать карту со своими маршрутами движения в школу, в магазин и т.п.
Аналогичными вещами из взрослой жизни могут стать ФОТОАППАРАТ, УДОЧКА, ВЕЛОСИПЕД, ШВЕЙНАЯ МАШИНКА и даже УТЮГ. Необходимо понимать, что сам по себе подарок - не цель. Цель - построить "островок самостоятельности", т.е. помочь ребенку самостоятельно совершать всю последовательность действий и операций с этой вещью. Если вы дарите фотоаппарат, то позвольте ребенку распоряжаться им так, как малышу того хочется. И пусть ребенок сам покупает себе пленку, сам фотографирует и сам оформляет фотоальбом и сам хвастает им перед своими друзьями. Вы можете только поддерживать интерес ребенка морально и материально. И если в дошкольном возрасте у вашего наследника уже будет сформирован опыт владения и распоряжения своими личными вещами, а также будет воспитано чувство собственности, то будьте уверены, что в школе малышу легче будет распоряжаться школьными делами и вещами: собирать портфель, делать уроки, заполнять дневник, подписывать тетради. Ребенок будет знать, что это его вещи и дела, которыми он владеет и за состояние которых он несет ответственность.