Как бы ни радовался будущий первоклассник предстоящему походу в школу, будьте готовы к тому, что он может не выдержать торжественного ритуала и броситься из рядов новоиспеченных учеников на руки маме или бабушки...
СЛОЖНЕЕ привыкают к новым условиям "несадовские" ребята. Но спасовать могут даже "бывалые шестилетки". В школе кажется страшным все: и длинные коридоры, и высокие старшеклассники. Но самое главное, рядом не будет родителей - "тыла", куда можно спрятаться. Конечно, пройдет несколько дней и все изменится... Однако первое впечатление от школы иногда ломает психику ребенка.
А омрачить его впечатление способен любой внезапный инцидент. Как, например, "конфуз", который в прошлом году произошел с Максимкой, моим соседом. Мальчишка долго тянул руку, чтобы попроситься в туалет. Учительница не знала о его намерении и не торопилась поднимать. А встать и подойти к учительнице Максик не решился. От волнения он даже забыл ее имя... За пять минут до звонка он внезапно расплакался. Брюки были уже мокрыми... Эту историю потом еще долго вспоминали самые дерзкие ребята из класса, обидно посмеиваясь.
А вот еще один случай. Миша приехал с мамой из Алма-Аты. Мама у него русская, а папа кореец. Он рано начал читать, уже хорошо играл в шахматы и особенно любил математику. Учительница с первых дней выделила его как опору в классе. Он еще не успел познакомиться со всеми ребятами, как однажды к нему подошел "ершистый" одноклассник и спросил: "Ты чего из Японии? Ты - япончик?" Миша затвердил, что он - русский. Но вредный ребенок не мог угомониться. Так и приклеилась к нему в том классе кличка Япончик. Причем ребенок упрямо не хотел ее принимать. В знак протеста - перестал работать в классе... Пришлось переводить Мишку в другую школу, где он благополучно учится до сих пор. Но тот "тяжелый" для него период, поверьте, запомнится на всю жизнь.
Как вы считаете, нужны вашему ребенку подобные стрессы? Конечно, нет. Тогда постараемся максимально обезопасить от них первоклашку. Пусть он быстрее пройдет период адаптации к новым условиям.
Накануне первого сентября и потом еще в течение нескольких дней много говорите с малышом о новой школе, о ее достоинствах, о будущих друзьях, с которыми он непременно познакомится. Ваша задача рассказать об учительнице и о директоре школы. Помогите ребенку запомнить их имя и отчество. Похвалите педагогов, подчеркнув такие качества, как доброта, внимательность, ум. Помогите ребенку увидеть в новых для него людях что-нибудь красивое: глаза, волосы, платье. Чем быстрее он привыкнет к первой учительнице, тем внимательнее он будет слушать ее объяснение, тем легче усваивать знания, тем скорее он станет самостоятельным.
Возьмите за руку ребенка и попросите провести экскурсию по школе. Обратите его внимание на стенды, что весят на стенах школы, на красивые уголки. Пусть он покажет вам раздевалку, спортивный зал, столовую, вместе рассмотрите внимательно его класс. Поговорите о правилах поведения, узнайте, что ему не нравится... Вызывая ребенка на откровенность, вы незаметно становитесь для него другом. Возможность советоваться с вами постепенно перерастет в привычку. В дальнейшем уже не составит труда выяснить, почему он пришел со школы "не в духе" или снизил успеваемость.
Позвольте ему самому выбирать, что есть на завтрак. Невкусная еда может обернуться проблемой среди урока. Не только тошнотой или рвотой, но и плохой концентрацией внимания.
Часто учителя жалуются на медлительность ребенка. Он якобы не умеет быстро переодеваться и собирать вещи. Ваша задача - выстоять эти "необоснованные" претензии. И тем более не ругайте первоклашку. Темперамент у всех детей разный. Ваш ребенок и в жизни все будет делать медленно, зато - добросовестно. Постепенно он сам нагонит ритм, заданный классом. Но дом можно будет потренироваться на время собирать портфель. Побил свой собственный рекорд - получи поощрительный приз, вкусную конфету.
Прошла неделя, но ваш ребенок так ни с кем и не подружился. Одиночество может превратиться в замкнутость. Это отразиться на учебе, постепенно сделает ранимой психику. Поинтересуйтесь, кто ему в классе кажется наиболее симпатичным, и посоветуйте пригласить его или ее в гости. Если ему это сделать будет трудно, договоритесь с родителями симпатичного одноклассника встретиться в выходные в парке. Совместные игры постепенно перерастут в прочную дружбу и взаимовыручку.
Всем известно, что стеснительность - помеха в учебе. Все проблемы легко решить, если не бояться спрашивать. Потренируйте ребенка обращаться к взрослым на улице. Когда вы с ним на прогулке - попросите, чтобы он узнал для вас время или сам купил себе мороженое.
БУДЬТЕ
ТЕРПЕЛИВЫ
Родителям первоклассника следует помнить, что главным мотивом, влекущим ребенка в школу, выступает отнюдь не интерес к учению. Ребенок еще до первого сентября стремится в школу не потому, что хочет учиться, а потому, что хочет быть школьником: иметь учебники, носить портфель. Сам же по себе процесс учения мало кому из первоклассников доставляет радость. Это же упорный труд: писать красивые буквы, бегло и выразительно читать, быстро и правильно считать. Поэтому родителям надо доброжелательно и с интересом встречать неудачи ребенка, помогать ему и советом и поддержкой.
Первый год обучение будет проходить под вашим контролем. Ваша позиция - это прежде всего позиция доброжелательного советчика. С самого начала приучите ребенка к режиму дня и к порядку выполнения домашнего задания. В дальнейшем это перейдет в хорошую привычку.
Ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно; но при этом он должен постоянно чувствовать, что его работа взрослым небезразлична. Длинные нотации, равно как и короткие обидные ярлыки "бестолочь", "бездарь", крики и наказания ему не помогут - и он (и вы?) это прекрасно знаете! Ему нужна от вас добрая и умная помощь (время от времени, по сути дела, и всегда - эмоциональная психологическая поддержка), а в раздражительном или безразличном контроле он нуждается так же, как и мы с вами.
Смотрите также:
- Двое дерутся - третий не мешай! или треугольник поколений →
- 6 главных "не хочу" для будущего первоклассника →
- Как уберечься от лагерных "дедов" →