Выправлять демографическую ситуацию можно по-разному. Во-первых, за счет родных российских младенцев. Но этот путь длинный и затратный. А вот второй - приглашение мигрантов - гораздо "короче" и, на первый взгляд, не такой накладный. 15 января в этом направлении сделан очередной решительный шаг. Куда он приведет? Давайте подумаем вместе.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ программа по оказанию содействия добровольному возвращению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, рассчитана на шесть лет (2006-2012 гг.). На первом этапе предполагалось разработать необходимую законодательную базу. После предоставления российскими регионами (до 1 января 2007 г.) информации о реальных потребностях в трудовых ресурсах и готовности принять определенное число бывших соотечественников, должна была начаться вторая стадия - переселение. Согласно президентскому указу, Россия обязалась взять на себя часть расходов, связанных с возвращением соотечественников на родину. Переселенцы могут рассчитывать на получение единовременного пособия и так называемого компенсационного пакета, который частично покроет расходы на учебу, лечение, поиск работы. Тем, кто не сможет сразу найти работу, будет выплачиваться ежемесячное пособие.
Многие жители бывшего СССР уже откликнулись на приглашение и "сидят на чемоданах". Но у экспертов есть много вопросов к этой программе, которые чиновники оставили пока без ответа.
Во-первых, не было сформулировано, кого можно считать "соотечественником". По какому критерию будут отбираться кандидаты: по этнокультурному признаку или по социальным, трудовым характеристикам? Если по этнокультурному, то регионы могут серьезно усилиться "русскими", но не приобрести представителей необходимых профессий. Если по профессиональному, то можем получить, фактически, трафик для легализованной кавказской, азиатской и иной миграции. Если этнокультурный признак не важен, тогда надо было принимать программу не по переселению соотечественников, а по регулированию трудовой миграции. Пока по данным экспертных опросов в некоторых странах ближнего зарубежья (Армения, Таджикистан) количество граждан титульной нации, желающих переехать в Россию по Госпрограмме, кое-где даже больше русского населения.
Во-вторых, руководство ряда постсоветских стран начало использовать программу для активизации выдавливания русского населения. В частности, в Латвии и Эстонии националистически настроенные круги восприняли ее как дополнительный повод не решать вопросы "безгражданства", статуса русского языка ("не нравится - уезжайте"). В других странах СНГ программу рассматривают как попытку вывезти квалифицированную рабочую силу и тем самым дестабилизировать экономику (Казахстан, Узбекистан). В среде российской эмиграции стран дальнего зарубежья программу восприняли как желание российского государства чуть ли не насильственно вывезти русское и русскоязычное население.
Отрицательно отреагировали и некоторые общественные организации России. Движение против незаконной миграции отметило, что понятие "соотечественник" (согласно действующему "Закону о соотечественниках") включает в себя всех выходцев с территории Российской империи, Советского государства и России, кто в духовном смысле связывает себя с Россией и русской культурой. Значит, данная программа создает дополнительные каналы для притока в Россию представителей кавказских и азиатских национальностей, теперь уже в качестве репатриантов.
В-третьих, очевидно, что из дальнего зарубежья среди потенциальных мигрантов будут преобладать лица трудоспособного возраста. А вот из ближнего - наоборот: значительное количество пожилых, нетрудоспособных людей, которые будут приезжать в качестве членов семей участников программы. То есть придется определяться с их адаптацией.
В-четвертых, до сих пор нет четкого представления, кто и как будет осуществлять на местах рекрутинг мигрантов, каков будет их статус. Кто и по каким критериям на местах будет определять, соотечественник это или нет, и т.п. Как показывает опыт, эту пустующую нишу пытаются заполнить сегодня случайные, но очень шустрые структуры и фонды, позиционирующие себя в качестве "посредников" между регионами и организациями соотечественников. Есть информация, что в странах ближнего и дальнего зарубежья создаются коммерческие бюро по рекрутингу из числа соотечественников, где на платной основе предлагается информация о программе переселения и содействие в получении статуса участника программы.
В-пятых, не получив статуса Национального проекта (хотя эта работа значительно сложнее), программа не получила и соответствующего финансирования. Федеральный бюджет готов потратиться только на приобретение билетов и провоз. Остальные траты пойдут из региональных и муниципальных бюджетов. В Госпрограмму придется вложиться и бизнесу - обеспечивая рабочие места соотечественникам, помогая с жильем. Словом, идеи наши, деньги ваши... Но на подобные предложения, как известно, чаще всего реагируют саботажем.
И, наконец, последнее. По мнению многих экспертов, выведение проблемы миграции из политического пространства, сведение ее к финансовым и транспортным схемам обрекает программу на очевидный провал. Между тем, сбои в программе - это удар по имиджу России среди граждан ближнего и дальнего зарубежья, рост социального напряжения, питательная среда для распространения заразы ксенофобии и экстремизма.
Смотрите также:
- Аман Тулеев: Россия должна защищать своих соотечественников →
- Лето тревоги нашей →
- Ресурс ненависти →