Родина римских императоров

   
   

Под сень римских орлов Сирия попала благодаря победам полководца Гнея Помпея, прозванного Великим. Сирия стала одной из богатейших провинций империи, кормившей хлебом Рим. Недаром знаменитый политик и оратор Цицерон просил Сенат подыскать его сыну какое-нибудь место в Сирии.

В 185 г. молодой честолюбивый римский военачальник Септимий Север, находясь в городе Эмеса (сегодня он называется Хомс), взял в жены Юлию Домну, дочь местного верховного жреца Эла Габаала - Солнечного Ваала. Север был пленен умом и образованностью сирийки, а может быть, и тем, что гороскоп предсказывал ей восхождение на трон. Действительно, вскоре после женитьбы Север стал императором. Постепенно к императорскому двору перебралась сирийская родня императрицы, в том числе ее сестра Юлия Меса с дочерьми Юлией Мамеей и Юлией Соэмией. Сын Септимия Севера и Юлии Марк Аврелий Антонин, больше известный под именем Каракалла (от "каракал" - вид плаща) правил после отца шесть лет. Да, представьте себе, Каракалла был наполовину сирийцем. Его убили заговорщики, как это часто бывало в то время.

Дела в империи взяла в свои руки его тетка Юлия Меса, и в римской истории наступил "период сирийских женщин". Сначала Юлия Меса со своей дочерью Юлией Соэмией возвели на трон сына последней, 13-летнего мальчика - жреца бога Эла Габаала в Эмесе. Он прибыл в Рим вместе со священным черным камнем - символом бога Солнца, отчего и вошел в историю под именем императора Элагабала, или Гелиогабала (218-222 гг.). Разумеется, вместо юноши правила его мать, увлеченная сирийскими мистическими таинствами. Поэтому в центре Рима на Палатинском холме воздвигли храм, намереваясь провозгласить черный камень высшим божеством. Живя в едином культурном и политическом пространстве империи, сирийцы готовили для Рима новую религию - Солнечного Ваала, которая была ближе к единобожию, чем царившее в ту эпоху язычество. Однако Элагабал и его мать были убиты, тело императора брошено в Тибр. Черный камень отправили обратно в Эмесу, где ему поклонялись до V в.

У Юлии Месы оставался еще один внук, сын ее дочери Юлии Мамеи - Александр Север. Как и его двоюродный брат Элагабал, он тоже попал на императорский трон из эмесского храма бога Солнца. Современники изображают его симпатичным и скромным молодым человеком. Но подчинение советам бабушки и матери не пошло императору впрок. Александр и его мать были убиты солдатами гвардии в 235 г.

В сегодняшнем Хомсе ничто не напоминает о великолепном античном прошлом Эмесы. Зато таких напоминаний достаточно в южной части Сирии, ставшей в 106 г. римской провинцией Арабиа. Римский период был эрой процветания здешних мест. Столица провинции Босра богатела на поставках пшеницы в Рим и на взимании пошлин с торговых караванов, идущих из Аравии к Средиземному морю и обратно. Жители Босры так любили богатство, что самые большие налоги налагали на: самых бедных граждан, считая, что те позорят город. Сегодня Босра известна своим театром начала III в. - одним из наиболее сохранившихся с римских времен.

В 35 км к северу от Босры находится еще один театр, не такой большой, но знаменитый тем, что был подарен римским императором Филиппом своему родному городу. Филипп, сын местного арабского шейха, в детстве был сорви-головой, и отец, видя, что ничего путного из него не получится, отдал его в солдаты. Юноша дослужился до командира императорской гвардии. В 244 г. гвардейцы, убив малолетнего Гордиана III, провозгласили императором своего начальника. За свое пятилетнее правление Филипп Аравитянин, или Филипп Араб, успел переименовать родную деревню в город Филиппополис (сегодня он называется Шахба), пышно его отстроил, подарив театр, термы, дворец и храм филиппейон, посвященный членам императорской семьи. Здесь стояли статуи отца Филиппа, объявленного богом. Того самого отца, который когда-то отдал своего мальчика в солдаты.

Смотрите также: