Клоун - это самый смешной человек в цирке и едва ли не главный артист. Очень часто люди идут на представление, чтобы посмотреть именно на клоуна. Его узнают сразу по яркой, несуразной одежде. Например, по зеленому тесному пиджачку, клетчатым коротким штанам, непомерно огромным башмакам и торчащим во все стороны волосам. Но клоун бывает и грустным, с неподвижным лицом, что бы ни происходило вокруг. А переводится слово "клоун" с латинского как деревенщина, грубиян. И впрямь, иные его шутки бывают весьма грубыми. Отдаленными предшественниками клоунов были античные мимы, жившие еще до нашей эры в V-VII веках. Более поздние персонажи, уже в XVII-XVIII веках, - Арлекин, Пьеро, шуты, паяцы, а в России - скоморохи, бродячие актеры, которые давали представления на улицах, площадях, ярмарках. С XVI века они ходили группами, которые назывались ватагами. Среди них были певцы, акробаты, жонглеры. Но больше всего они прославились своими сатирическими сценками. От клоуна родился целый жанр, названный клоунадой. В нем широко используется трюковой реквизит - слезы бьющие фонтаном, взрывающийся стул, вырастающие ходули, поднимающиеся волосы. Все артисты в цирке выступают на ковре, которым застелен манеж. От него и произошло еще одно название клоуна - коверный. Это тот же клоун, который работает, когда угодно: ставят реквизит, натягивают сетки, убирают клетку - все это время он "держит публику". Коверный многое должен уметь делать. В России в конце XIX века появился дуэт Рыжего и Белого. Происхождение его связано с вошедшим в моду у комиков париком рыжего цвета. Обычно первый был недотепа, а второй - заносчивый насмешник. В современном цирке эти термины почти не употребляются. Великих клоунов можно пересчитать по пальцам. Среди отечественных мастеров смеха на арене стоит назвать Пата и Паташона, Бима и Бома, Карандаша, Бермана, Вяткина, Никулина и Шуйдина, Мусина, Попова, Середу. Клоунская профессия очень тяжелая и редкая. На клоуна нельзя выучиться - клоуном надо родиться. Апач (от немецкого patsch - пощечина) - клоунский игровой прием, звонкая ложная пощечина. Фокус заключается в следующем: когда клоун бьет изо всех сил своего партнера, он должен остановить руку у самой щеки, а тот, кому наносят удар, быстро и незаметно хлопает в ладоши и хватается за якобы пострадавшую щеку. Кстати, в старом дореволюционном цирке клоуна нанимали так: артист приходит подписывать контракт, а хозяин неожиданно вскакивает и делает вид, что бьет его по щеке. Клоун же должен был поймать пощечину, сделать "апач". Буффонада (от итальянского buffonata - шутка). В цирке это вид комической разговорной сценки, которая также называется буффонадным антре, исполняют ее клоуны-буфф. Обычно буффонадные антре строятся на столкновении разных характеров клоунов - хитреца Рыжего и напыщенного Белого. Все предельно преувеличено: у Рыжего, например, молоко для младенца содержится в двухведерной бутыли, башмак стреляет, а из фотоаппарата ударяет струя воды. Интермедия - короткая комическая сценка, разыгрываемая клоунами. Исполняется между номерами программы. Антре (от французского entre - вход, вступление, выход). Это клоунская сюжетная разговорная или пантомимическая сценка, в которой обычно участвуют два клоуна. Самостоятельный комический выход одного клоуна также стал именоваться антре. Насчитывается большое количество старинных, классических антре - разговорные, пантомимические, пародийные, акробатические, конные, музыкальные. Впрочем, сегодня вместо этого термина в цирковой обиход вошло слово "клоунада". Батон (от французского baton - палка) - палка с мягкой овальной подушечкой на конце. Обычно клоун дает ею апачи - ложные пощечины своему партнеру. Пантомима - язык жестов, движений. В отечественном цирке многие юмористические и сатирические сценки показывали такие знаменитые клоуны как Карандаш, О. Попов, К. Мусин, А. Николаев, Л. Енгибаров. Юрий Никулин рассказывал такой случай. В Ереване к ним за кулисы пришла пожилая женщина, которая впервые попала в цирк. Она приехала из горного села и стала хвалить артистов за выступление. "Все так понятно, - сказала она, - прямо на армянском языке". Клоунам Никулину и его постоянному партнеру Михаилу Шуйдину было очень приятно это услышать. Ведь в той комической сценке, которую они показали зрителям, не было сказано ни единого слова. "Подсадка" - цирковой прием, основанный на включении в номер, чаще всего комический, артиста под видом зрителя. Например, клоун берет у "зрителя" шляпу, чтобы приготовить в ней печенье, но благодаря подмене шляпа остается невредимой. Или в номере дрессировки "зритель" подходит к клетке со львами, чтобы сфотографировать зверей, но, испуганный рычаньем льва, убегает, делая комический каскад. Реприза (от французского reprise - повторение) - шуточная реплика или сценический трюк. В пантомиме реприза основана на комедийном действии без текста, это как бы сыгранный анекдот без слов. Эксцентрика (от латинского excentricus - вне центра) - цирковой прием с нарочитым нарушением логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми событиями. На этом строятся многие репризы, образы, номера. Например, клоун начинает играть на пиле, на бутылке. Или артист с усердием чистит пиджак, сдувает с него пылинки, а затем бросает на манеж и вытирает об него ноги и т.д. Смотрите также: Живодерня или цирк? Игорь Кио: "Укротители - не монстры!" → ПОЛКА САТИРИКА. Если ничего не умеете, пишите песни → МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Цирк - искусство радости → ...