Седов

   
   

Георгий Яковлевич Седов (1877-1914) родился в Приазовье в семье простого рыбака. С детства жизнь Георгия была связана с морем, его отец не прочил сыну никакого другого занятия, кроме рыболовства. Читать и писать мальчик научился только в четырнадцать лет. Его манили далекие страны, лавры великих путешественников. Природные способности позволили ему поступить в Ростовские мореходные классы, а затем и закончить Морской корпус в Санкт-Петербурге.

Седов получил звание поручика и отправился вдоль побережья Северного Ледовитого океана на корабле "Пахтусов" в качестве гидрографа. Именно в этом путешествии молодой моряк навсегда полюбил Север.

В 1909 году Седов получил задание провести гидрографические исследования в устье Колымы, на берегу Ледовитого океана. Отправившись из Иркутска, ученый преодолел 600 верст на санях по Лене и достиг Якутска. Далее ему предстояло пройти три тысячи верст до устья Колымы. Стояла весна, дороги стали непроходимыми, но Седов не побоялся распутицы и был первым человеком, пустившимся из Верхоянска в Среднеколымск в такое время года.

С удивлением смотрели немногочисленные жители Среднеколымска на прибывших издалека путешественников. Для экспедиции были подготовлены двухпалубные весельные лодки - карбасы. На них Седов и его товарищи приплыли в устье Колымы, где провели большую исследовательскую работу: определили фарватер, сделали промеры реки, нанесли на карту местность.

Обратно можно было возвращаться на карбасах, но Седов снова усложнил себе задачу. Он решил пройти весь путь пешком, чтобы завершить картографическую съемку местности. Путь пролегал через заболоченные места. Вскоре кончилось продовольствие. Долгое время питались вяленой рыбой, а последние два дня ели только кислую голубику. Но все-таки путешествие закончилось благополучно. В Санкт-Петербурге исследователей встретили с почестями.

В 1910 году Седов отправился в экспедицию на Новую Землю. Путешественник внес исправления в карту Русанова и выполнил свою основную задачу: доказал возможность регулярного пароходства на Новую Землю. Люди начали, наконец, обживать эту исконно русскую территорию.

Успех принес Георгию Яковлевичу славу, но его продолжала манить давняя мечта - достичь Северного полюса. Надо сказать, что до 1909 года путь к Северному полюсу был, в лучшем случае, кладбищем надежд, в худшем - кладбищем самих путешественников. С конца XIX века все ведущие страны стремились установить свой флаг "на вершине мира". В 1875 году попытку сделали англичане, но, не выдержав 59-градусного мороза, страдая от голода и цинги, повернули назад. Они решили, что Северный полюс вообще недостижим. Потом были американец де Лонг, самоуверенный настолько, что взял с собой медные таблички с именами участников экспедиции, которые намеревался оставить на полюсе. Впоследствии их, в числе других вещей, нашли у берегов Гренландии. С одной стороны это доказывало, что в Центральном арктическом бассейне существует мощное течение, а с другой - неумолимо свидетельствовало о гибели экспедиции де Лонга.

Не смог достичь полюса и норвежец Фритьоф Нансен. В 1898 году американец Каньи поставил рекорд: на собачьей упряжке добрался дальше всех - до 86. северной широты. Но и ему полюс не покорился. Несколько человек из его экспедиции погибли, а сам Каньи тупыми ножницами отрезал себе пальцы, пораженные гангреной.

Даже жителям жарких средиземноморских стран не давало покоя желание стать первооткрывателями. К полюсу отправляется итальянский герцог Абруццкий. Но его постигает неудача, так же как и последовавшего за ним американца Болдуина. Только 6 апреля 1909 года Северный полюс был покорен. Мужественный американец Роберт Пири после многих попыток установил на вершине мира звездно-полосатый флаг своей страны.

Георгий Седов внимательно следил за этими перипетиями и вынашивал план русской экспедиции на Северный полюс. Идея была с энтузиазмом встречена общественностью, и без всякого энтузиазма - правительством. В Морском ведомстве путешественнику говорили, что полюс уже открыт, и незачем делать это во второй раз. К тому же все знали, что Роберт Пири готовился к своей полярной эпопее 27 лет, а Седову исполнилось всего 35 лет.

Тем не менее лейтенант добился своего и получил "добро" на экспедицию. Правда, выделенных денег катастрофически не хватало. Кое-как, с помощью меценатов, удалось снарядить пароход "Святой Фока", который в августе 1912 года отплыл из Архангельска. Надо сказать, что экспедиция была экипирована из рук вон плохо. Пароход арендовали у купца Дикина, ему же поручили закупку продовольствия, собак и др. Купец оказался не чист на руку: в корме судна зияли наспех прикрытые жестью дыры (это выяснилось уже в Арктике), продукты были испорчены, а вместо выученных ездовых собак в распоряжении экспедиции оказались наловленные по всему Архангельску бездомные дворняжки.

Возникает вопрос: куда же смотрел Седов, ведь он был достаточно опытным путешественником? Ответа на этот вопрос нет. И разные исследователи предполагают разное. В одних книгах Седов предстает безответственным авантюристом, думающим только о собственной славе, в других - честным и бесстрашным офицером, мечтающим о том, чтобы над Северным полюсом развевался российский флаг.

Оставим этот вопрос на суд историков и вернемся к "Святому Фоке", который пытается из Архангельска пройти к Земле Франца-Иосифа и оттуда устремиться к Северному полюсу. Тяжелые льды останавливают пароход. Седов вынужден повернуть к Новой Земле и встать на якорь в Крестовой бухте. Он предпринимает отчаянные усилия, чтобы прорваться к Земле Франца-Иосифа, но все безрезультатно. Вдобавок ко всему "Святой Фока" сел на мель, и его начали затирать льды.

Стало ясно, что зимовать придется на Новой Земле. Седов решил не терять времени даром и начал обширную исследовательскую работу. Он изучил окрестные острова, пытаясь найти путь от Новой Земли к полюсу по суше. Один, на собачьей упряжке, он обогнул всю северную оконечность острова. Во время своих исследований он обморозил лицо и руки, осунулся, похудел. Результаты наблюдений Седов тщательно записывал, и потом они дали богатый научный материал. 11 месяцев провели путешественники в ледяном плену. Наконец, осенью 1913 года "Святой Фока" смог достичь южной части Земли Франца-Иосифа. Но тут выяснилось, что топливо для парохода подошло к концу.

Команда ропщет, офицеры открыто требуют возвращения назад. Седов категорически отказывается. Начинается очередная зимовка на острове Нордбук. Руководитель экспедиции изо всех сил пытается поддержать дух своих спутников, в то время как чувствует себя все хуже и хуже.

Несмотря на это, 1 февраля 1914 года Седов направляется к Северному полюсу. Его сопровождают два матроса на нартах. Смертельно больной путешественник явно переоценил свои возможности, только неимоверным усилием воли он заставлял себя идти вперед. Но силы человеческие, как известно, не беспредельны. Георгий Яковлевич Седов умер 5 марта 1914 года в трех километрах от острова Рудольфа, на мысе Аук. Здесь товарищи и похоронили его.

Смотрите также: