Стиль барокко утвердился в эпоху расцвета мануфактурного производства и одновременно усиления феодально-католической реакции. Он отличается декоративной пышностью в оформлении интерьеров и мебели. Дерево полируется, инкрустируется металлом, пластинками черепахового панциря и слоновой костью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Форма предметов приобретает волнистый силуэт. Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам. Опоры вытачиваются в виде волют (спиралевидный завиток с "глазком" в центре), в качестве украшений используется придуманный живописцами орнамент ормушль. Мебель для сидения становится более удобной. Появляются мягкие сиденья, удобные подлокотники, спинки с отвалом. Вместо сундуков и ларей на первом месте шкафы, кабинеты, бюро. Версальский дворец во Франции является классическим примером стиля барокко. Его планировка выполнена по анфиладному принципу - апартамент за апартаментом, галерея за галереей. Дворцовые интерьеры украшены мрамором и зеркалами, золочеными лепными композициями. Стены затягивались дорогими тканями (зимой это был зеленый или темно-красный бархат с золотом, летом - парча с золотым и серебряным узором или шелк). Лучшие мастера Франции расписывали плафоны, карнизы и фризы дворца. Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием. Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго вдоль стен. В XVII веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей. Мебельщики изощряются в поисках дорогих материалов: в ход идут редкие породы деревьев - красное и черное дерево. Его покрывают пестрыми инкрустациями и интарсиями. Людовик XIV вступил на престол, когда Франция процветала. При нем она стала центром мировой культуры и законодательницей европейской моды. Стиль этого времени называют по имени "короля-солнца" - Людовика XIV. Королевские мастерские выпускают альбомы с образцами мебели. Фантастического успеха и славы достиг дворцовый мастер Андре-Шарль Буль. Он обогатил технику мозаики из дерева - маркетри - применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни и меди, слоновой кости и пластинок из панциря черепахи. Появление такой техники стало возможным только после изобретения во второй половине XVI века станка для производства строганого шпона. Техника орнамента, которую ввел Буль, была весьма оригинальна и позволяла выполнять тончайшую подгонку частей. Он слегка склеивал черепаховую и медную пластинки, наносил на одну из них узор, а затем одновременно пропиливал обе пластинки лобзиком. Затем медный узор мастер вкладывал в черепаховый фон, а черепаховый узор - в медный. Развитием этой техники стала техника пике: золотые нити вкалывали в поверхность пластины из панциря черепахи, затем их отпиливали, а поверхность полировали. В результате получали рисунок из золотистых точек. Андре Буль был талантливым архитектором, художником и гравером. Он проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее изделия в "стиле Буль". Сегодня мебель эпохи Людовика XIV часто называют мебелью в стиле Буль. В это время сундук, как вы уже знаете, стал атрибутом деревенской жизни. У дворян сохраняются лишь его изящные модификации для хранения драгоценностей. Но превращения сундука еще не закончились: около 1700 года появляется новая разновидность мебели - комод. Сначала он представлял собой сундук с выдвижными ящиками. Видоизменил его и поставил на короткие ножки все тот же Андре Буль. При французском королевском дворе и вслед за ним у придворной знати в моду входит ритуал утренней церемонии приема посетителей у кровати (прямоугольной формы с четырьмя колоннами и разноцветными внешними и внутренними занавесками), когда разыгрывалось целое представление. К опочивальне с роскошным ложем примыкали ряды гостиных-салонов, где шла интенсивная общественная жизнь. Образцами дорогой мебели в эпоху барокко стали книжные шкафы и кабинеты. Лицевую часть кабинета выполняли как фасад барочного здания с выступами, карнизами, балюстрадой и фронтоном. Дверцы украшали резьбой и мозаикой. За ними скрывались ряды выдвижных ящиков и особенный внутренний портал, напоминающий театральный. В интерьерах появились столы-бюро, туалетные и ночные столики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, тяжелые столы с мраморными столешницами, столы-консоли, которые ставили под зеркалами, у стен. Их конструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой - опоры в виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье, сплошь покрытом золоченой фигурной резьбой. ...