Однажды, на заре человечества, какой-то охотник, натягивая тетиву своего лука, услышал медленно угасавший приятный звук, который она издавала. Это наблюдение положило начало рождению многочисленного семейства струнных инструментов. К одной струне прибавили несколько других, разных по толщине, длине и силе натяжения, чтобы получить разнообразные по высоте тона звуки. Затем люди заметили, что если струны натянуть на полый ящик, то звук будет красивее. Появилась группа щипковых струнных инструментов - лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы. Играли на них пальцами (гитара), задевали струны специальной пластинкой (балалайка, мандолина) или даже ударяли по ним молоточком (цимбалы). Всеми этими способами удавалось извлечь только короткий звук. Люди задумались, как продлить звучание струны, и изобрели смычок - палочку с натянутым на нее пучком конского волоса. Теперь струна звучала все время, пока по ней вели смычком, и стало возможным контролировать длительность звука. Первые смычковые струнные инструменты появились в XV веке и назывались виолами. Звук у виол был нежный, но слабый, ненасыщенный. Точный день рождения "королевы" струнных инструментов не известен, предполагают лишь, что произошло это в начале XVI века в городах Венеция и Брешня. Именно отсюда скрипка от-правилась в победное шествие по Европе и вскоре вытеснила всех своих предшественниц. Как истинная королева, скрипка очень капризна. Качество ее звучания зависит от множества факторов. Имеют значение и форма инструмента, и порода дерева, из которого он сделан, и даже химический состав лака, которым его покрывают. Путем длительных экспериментов в конце XVI века мастерам прославленной кремонской школы - Амати, Гварнери и Страдивари - удалось добиться идеального звучания скрипки. Существуя в жесткой конкуренции друг с другом, эти семейства тщательно хранили секреты изготовления своих скрипок. Поэтому до сих лучше этих инструментов ничего не создано, и сейчас на них играют лишь самые знаменитые музыканты мира. Вскоре у скрипки появились родственники - альт, виолончель и контрабас. Все они отличаются от своей старшей сестры размерами и положением инструмента во время игры. На альте играют, как и на скрипке, положив на плечо и придерживая подбородком. На виолончели и контрабасе - сидя, расположив инструмент перед собой и уперев его в пол остроконечной металлической подставкой. Струнные смычковые инструменты - самая важная и многочисленная группа в симфоническом оркестре. Струнные же щипковые выступают чаще как сольные, любительские инструменты. Смотрите также: Еще раз о гениях и злодействе → Революционерка со скрипкой → Ударные инструменты → ...