Рукотворные реки

   
   

Основными героинями нашей книги стали реки, созданные Природой. Но и о рукотворных реках, возникших по воле человека, не сказать мы не можем. Канал - это искусственный водный путь, соединяющий две природные реки. Сама идея сделать водные пути непрерывными, более удобными для судоходства - очень старая, и существует она столько, сколько

человек плавает по рекам. Каналы служат разным целям: для доставки чистой воды, для орошения полей в засушливых местах, для более удобного перемещения судов.

Первые инженерные проекты строительства каналов в России сохранились с петровских времен. Известно, например, что уже тогда существовали планы строительства канала, который соединил бы верховья Дона с Окой. По замыслу, искусственный водный путь должен был составить в длину 225 верст, в ширину 12 аршин, в глубину 2 аршина и включать 33 шлюза. Но после серьезных подсчетов оказалось, что донской воды будет недостаточно для строительства такого канала.

Немало в истории нашей страны и более удачных проектов. Так, 200 лет назад был создан канал между бассейнами Северной Двины и Волги. Он соединял приток Вычегды (это один из трех двинских истоков) и Каму. Сейчас этот полузаброшенный канал считают условно судоходным, правда пройти по нему можно только на байдарке. Почти 200 лет исполнилось и другому каналу, связывавшему сибирские реки Обь и Енисей через их притоки Кеть и Кас. Он использовался как торговый путь вплоть до строительства Транссибирской магистрали, то есть до начала XX века.

В 1930-е годы в нашей стране родилась новая смелая идея - связать между собой бассейн Волги и все моря, омывающие европейскую часть России. Реализация уникального проекта сделала Волгу магистралью пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Это стало возможным благодаря каналам, созданным руками людей.

Беломорско-Балтийский канал