Кто хозяин города?

   
   

Перенесемся из марта 1917 года в январь 1919-го.

Мировая война закончилась, идет Гражданская.

От уличных фонарей и следа не осталось, даже деревянные столбы сожгли в кострах. На темных перекрестках топчутся люди с винтовками: патрули новой рабоче-крестьянской милиции. Но порядка как не было, так и нет. Разбойничающие на улицах "птенцы Керенского" получили огромное подкрепление. Деревни разорены, заводы стоят, работы нет, а жить надо, вот и занялся народ грабежами.

Королем московских бандитов был в ту пору Яков Кошельков по кличке Янька Кошелек. Иной раз его банда совершала по нескольку налетов за ночь. Грабили кассиров и случайных прохожих, заводы, железную дорогу, почту, водокачку... Стреляли не задумываясь: в 1918 году прямо на улицах убили ни за что, для паники, больше двадцати милиционеров. Янька наезжал даже на ЧК, бросал гранаты на Лубянке. Предъявив документы убитых чекистов, бандиты средь бела дня "произвели обыск" на аффинажном заводе (это где выплавляют драгоценные металлы). Прикарманили золото в слитках, платиновую проволоку и деньги из кассы.

Шестого января 1919 года Янька ограбил главу советского правительства, самого Ленина! Ночью остановил его "Делонэ-Бельвиль", на котором до революции возили царя. А был Янька, по тогдашней моде, в парадной офицерской шинели, на голове дорогая папаха, в руке маузер. Вот Ленин и решил, что встретил чекистов. Его уже волокли из машины, а он все требовал у Яньки мандат.

- Мне мандат не нужен. Я - Кошельков, хозяин города ночью! - отрезал Янька. Обчистил карманы пассажиров и укатил в царской машине.

Отъехав, бандиты стали разглядывать добычу и по документам узнали, кто был у них в руках... Бросились в погоню. Янька уже мечтал, как, захватив Ленина, прикажет выпустить из тюрем всех уголовников. Но Ленин и его спутники успели скрыться.

В ту ночь банда убила восьмерых милиционеров. Разозленный неудачей, Янька подзывал их к себе и стрелял в упор. Жертвы не успевали ничего понять: думали, что в царской машине подъехало начальство...

В Москве объявили военное положение. Грабителей, захваченных на месте преступления, расстреливали без суда. Для борьбы с бандитизмом создали ударную группу из сотрудников Московской ЧК и угрозыска.

"Ударники" и банда Яньки развязали между собой целую войну на улицах Москвы.

Четверых Янькиных подручных взяли у бани на Пресне. Допросы бандитов дали новую ниточку к главарю. Устроили на него засаду, но Янька послал вместо себя налетчика по кличке Ленька-сапожник. Его схватили, а спустя считанные минуты сами напоролись на бандитскую засаду. В перестрелке потеряли одного убитым, двоих ранеными, а Янька скрылся.

Смотрите также: