Быть упорным и не утратить основы -
быть гибким и обновлять стиль
Ушу - собирательное название для различных видов и стилей боевого искусства Китая. Слово это так и переводится с китайского - боевое искусство. (Иногда как синоним употребляют термин кун-фу - его перевод мы дали в начале книги.)
Различают внутренние и внешние стили ушу.
К внутренним стилям относят па-куа (багуацюань), синьицюань, тайцзицюань и некоторые другие стили. Внутренние стили ушу характерны тем, что тренировочные движения, особенно на первых порах, проводятся в плавной мягкой форме. Стороннему наблюдателю бывает даже трудно понять, что перед ним боевое искусство. Считается, что во внутренних стилях для поражения противника используется, прежде всего, не мускульная физическая сила, а внутренняя энергия ци (япон. ки). Правда, и представители внешних стилей утверждают, что мускульная энергия их боевых приемов - это лишь половина дела, а для победы необходимо уметь высвобождать ту же внутреннюю энергию. Различия, скорее, заложены в подходе, в подведении ученика к достижению цели. В одном случае с самого начала делают акцент на мягкости и работе с внутренней энергией ци. В другом - наоборот, на жесткости, постепенно подводя ученика к умению высвобождать внутреннюю энергию. Но в обоих случаях цель - сформировать способности эффективно поразить противника.
Итак, для внешних стилей характерны резкие, энергичные движения, часто с большой амплитудой. Внешних стилей - великое множество. Среди них есть такие, которые больше похожи на карате или, скажем, на вьетводао, чем друг на друга. И действительно, базу арсенала ушу составляют многочисленные удары руками, ногами и блоки. Кроме того, в зависимости от школы, в разной мере, здесь представлены и "борцовские" приемы: броски, захваты, заломы, "замки" и способы освобождения от них. Некоторые специалисты считают, что эти приемы послужили основой для создания дзюдзюцу. Наконец, в ушу есть специальный раздел, связанный с владением холодным оружием.
Может быть, самым известным из внешних стилей является стиль шаолинь-сы. Полное название его шаолинь-сы цуань-шу (искусство кулачного боя монастыря маленького леса). Шаолинь-сы дал начало другим, не китайским, стилям, и само слово "Шаолинь" входит в их названия. Мы упоминали выше японский стиль сёриндзи-кэмпо; на Окинаве существует ныне и продолжает развиваться стиль карате сёриндзи-рю сан ку кай и так далее. Сёриндзи - японская транскрипция китайского слова "Шаолинь" или "Маленький лес".
Как следует из названия, этот стиль кулачного боя практиковался в стенах буддийского монастыря Шаолинь. Оставаясь стилем именно боевого искусства, он рассматривался также как один из видов буддийской практики или, можно сказать, монашеского послушания. Тренировки в кулачном бою являлись орудием или средством для развития навыков созерцания и медитации.
Надо заметить, что жизнь в монастыре и отсутствие мирских повседневных забот позволяли монахам сосредоточиться на тренировках. Сомнительно, чтобы в условиях нашей современной жизни было бы возможно во всей полноте воспроизвести систему тренировок этого стиля, несмотря на то, что многие заявляют, что именно это им удалось. Для практического использования этого стиля, его приходилось несколько менять, приспосабливая к обстоятельствам мирской жизни.
Упомянем еще один стиль ушу - вин-чун. Этот стиль характерен очень интересным упражнением - "липкие руки", а так же тем, что он предполагает бой на короткой дистанции. Вин-чун стал очень популярным, потому что считалось, что его практиковал Брюс Ли, известный киноактер и популяризатор боевых искусств. Правда теперь, когда этот стиль получил действительно большое распространение, его последователи обнаружили, что приемы, которые демонстрирует Брюс Ли в своих фильмах, не очень-то похожи на вин-чун.
Спорт и ушу.
Небоевые разновидности ушу
Долгое время соревнования по ушу не проводились. И сегодня есть много специалистов, которые стараются избегать спортивности в ушу и считают, что поскольку старые учителя не передали нам соревновательную традицию в развитом виде, то и не следует этим заниматься. Однако под влиянием западной культуры в Китае, а потом и в Европе стали проводить различные праздники, фестивали, показательные выступления. Вслед за фестивалями подошла очередь и самых настоящих соревнований. Постепенно вырабатывались общие для разных школ и стилей соревновательные критерии и принципы. Сначала проходили соревнования только по таолу, аналогу ката, а затем в соревновательную практику был веден свободный спарринг - саньда. Саньда проводится в полную силу, однако в перчатках и в защитном снаряжении.
Сегодня существуют спортивные федерации ушу разных уровней: европейская, азиатская, всемирная, а в России и ряде других стран - национальные. Показательные выступления по ушу были включены в программу Олимпийских игр в Китае. Это дало новый стимул к развитию его спортивного варианта.
Помимо боевого стиля этого искусства, есть стили оздоровительного и сценического ушу. Сценическое ушу можно увидеть на спектаклях китайской оперы, которая время от времени приезжает на гастроли и в Россию. Очень часто непосвященному человеку бывает трудно отличить "реальное" боевое ушу от сценических стилей. Хотя многие (как и в случае с карате, и другими боевыми искусствами) заняты поиском "настоящего" ушу.
Это интересно
Среди многочисленных направлений внешнего ушу широко известны так называемые "звериные" (сян-синь цюань) или подражательные (мо-шень цюань) стили: "Обезьяна", "Змея", "Тигр", "Журавль", "Богомол" и т.д. Многие полагают, что эти стили возникли на основе копирования жестов животных. Это, конечно, не совсем так. Подражание животным могло лишь уточнить, специфицировать уже существующие формы выполнения приемов, а главное, способы их тренировок и направления медитации.
Кроме "звериных стилей", есть стили, названные по местности, в которой они практиковались, по имени семьи, которая их развивала и поддерживала. Иногда название давалось по характерному признаку, например: нань-цюань (южный кулак), чань-цюань (длинный кулак), дуань-цюань (короткий кулак) и т.д.