Часть I. ИСТОРИЯ КНИГИ

   
   

АНТИКВАРНАЯ КНИГА

Мы с вами знаем, что предметы старины очень ценятся знатоками искусства, собирателями. Антиквариат (от лат. antiquarius - любитель, знаток древностей) - это ценные предметы старины. А вот что такое антикварная книга, и чем она отличается от простого издания? Антикварная книга не обязательно напечатана 100 или 200 лет назад; это - редкое издание, особенно ценное в глазах знатоков. Это может быть первое, прижизненное издание великого поэта или книга, волею судеб сохранившаяся в количестве всего нескольких экземпляров. А может быть, это томик с автографом известного человека или просто экземпляр, по прихоти владельца облачённый в драгоценный переплёт из телячьей кожи с золотыми застёжками... Одним словом, антикварная книга - это не совсем обычная книга, часто со своей уникальной судьбой. Поэтому она и ценится так дорого.

БИБЛИЯ

Библия, пожалуй, самая знаменитая книга на Земле, один из древнейших памятников письменности и общечеловеческой культуры. Состоит Библия из двух основных частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет написан ещё в дохристианскую эпоху на древнееврейском языке и почитается как священное писание не только иудеями, но и христианами, то есть представителями двух древнейших мировых религий. А вот Новый Завет, написанный в начале нашей эры на древнегреческом языке, почитается священной книгой только христианами.

Ветхий Завет состоит из 39 канонических для православного верующего книг (здесь есть разночтения с другими конфессиями), писаний, песен, самые ранние из которых относятся к XII веку до Рождества Христова. Новый Завет включает в себя четыре Евангелия - от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а также Деяния апостолов, 21 послание и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. Многие из вас уже знакомы с этой великой книгой (пусть даже в детском варианте), а кому-то это знакомство ещё предстоит.

Верить или не верить в Бога, и по канонам какой религии верить - личное дело каждого, но Библия - достояние всего человечества и обязательно должна быть прочитана каждым. Библия относится к тем книгам, которые читают всю жизнь. Она может быть роскошно издана, проиллюстрирована и переплетена, а может быть скромным томиком, выпущенным для массового читателя. Суть от этого не меняется: Библия относится к числу тех книг, для которых главное - содержание, а не оформление.

ГУТЕНБЕРГ ИОГАНН

"Замечательное искусство книгопечатания было изобретено в Майнце. Это искусство искусств, наука наук... Оно позволило вызволить из мрака сокровища знаний и мудрости, чтобы обогатить и просветить мир..." - так писалось об изобретении Иоганна Гутенберга в 1474 году в одной из средневековых хроник. Автор хроники прав: изобретение книгопечатания было также важно для человечества, как когда-то изобретение колеса!

Справедливости ради нужно признать, что печатание книг с резных досок было известно в Китае задолго до Гутенберга, а первая книга, как полагают, была "оттиснута" в Корее между 704 и 751 годами нашей эры, то есть около 1300 лет назад! Но в Европу эта продукция очень долго проникнуть не могла, и, как это бывает, кому-то было суждено "изобрести велосипед" заново. К тому же гениальность Гутенберга была в том, что он использовал отдельные печатные буквы (литеры), отлитые из металла по образцу и подобию монет.

О жизни самого европейского первопечатника известно очень мало. Даже дата его рождения точно не известна: называют 1394, 1397 или 1399, 1401 годы. Хотя родился Иоганн (в некоторых книгах его имя пишется по другому - Йоханн) в довольно знатной и зажиточной семье, по некоторым сведениям, уже в юности владел многими ремеслами: был отличным гравером, ювелиром и резчиком по камню. В молодости Гутенберг вынужден был бежать из родного города, но затем вернулся. Он создавал типографии, а потом отдавал их за долги кредиторам, приостанавливал дело из-за нехватки денег на покупку бумаги, но потом доводил издание до конца...

Великий книгоиздатель не ставил на книгах своего имени, а потому название и год выпуска первой в истории Европы печатной книги остались для потомков неизвестными. Предполагают, что это был "Страшный суд", фрагмент из "Сивиллиной книги", отпечатанный, приблизительно, в 1445 году. Умер Гутенберг 3 февраля 1468 года и был похоронен во францисканской церкви своего родного города Майнца, но могила его не сохранилась...

ИНКУНАБУЛА

"Как много в науке, в том числе и науке о книгах, слов с латинскими корнями!" - воскликнет иной читатель. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: латынь издревле является языком поэтов и учёных. Вот и термин "инкунабула", переводимый с латыни как "колыбель", "раннее детство", применяется книговедами, чтобы обозначить книги, изданные на начальном этапе книгопечатания. А чтобы было понятно, о каком периоде в истории книги идёт речь, учёные договорились считать инкунабулами те книги, которые вышли из-под печатного станка до 31 декабря 1500 года. Книги, напечатанные в 1501-1550 годы, называют палеотипами; к старопечатным относят книги, изданные в России до введения императором Петром I в 1708 году гражданского шрифта.

КНИГОНОША

Помните некрасовские стихи, ставшие песней: "Ой, полна, полна коробушка..."? Они про коробейника или офеню, мелкого торговца, путешествовавшего со своим товаром по Руси. Когда в "коробе" у него лежали не ситцы с кружевами, не иголки с дешёвыми колечками, а книги (иногда вперемешку с другими товарами), то величали его уже книгоношей. Товар был у него, как правило, немудрёный - всё больше "народные книжки с картинками" или "лубочная литература" (см. Лубок). Но малограмотному и неискушённому читателю, к которому эта книжка попадала на ярмарке или просто на проезжей дороге, ведущей из села к селу, и такие "рассказки" были дороги. Давно уже нет тех книгонош, о которых писал Некрасов, а слово в русском языке ещё живёт: книгоношей величают то специальных курьеров, развозящих книги по магазинам, то уличного торговца, разложившего прямо на асфальте десяток потёртых книг...

ЛУБОК

   
   

Лубочная литература, или попросту лубок, - это целая эпоха в нашем книгоиздании! Так когда-то назывались массовые дешёвые издания "для народа". Сначала это были просто раскрашенные картинки, изображавшие незамысловатые сюжеты на бытовые и исторические темы, и к ним - несколько строк текста, а иногда - и вовсе без слов. Но со второй половины XVIII века появляются лубочные книжки, состоящие из двух-трёх десятков страничек с картинками и пояснительным текстом. Они чем-то напоминают известные вам комиксы (см. Комиксы). Постепенно количество картинок в "народной литературе" уменьшалось, а текста - увеличивалось; появились лубочные издания повестей, романов... Некоторые из них выходили огромными тиражами на протяжении многих десятилетий. Знаменитая в своё время книжка об английском милорде Георге выдержала за почти полтора века своего существования больше ста изданий! Но чаще лубочные издания были сборниками переделок русских сказок, былин, исторических анекдотов, песен, а то и просто сонниками и "прорицателями". В литературе "лубком" со временем стали называть примитивную, невзыскательную книжную продукцию, рассчитанную на малограмотного читателя. Так что в этом смысле лубок жив и сегодня - стоит только подойти к любому книжному лотку на улице!


"Иногда и очень старые книги могут быть самыми современными собеседниками..."
Николай СМИРНОВ-СОКОЛЬСКИЙ (1898-1962),артист и библиофил


МАНУСКРИПТ

Собственно говоря, манускрипт и рукопись - это одно и то же (лат. manus - рука, a scribo - пишу). Эти два слова, слившись в одно, обозначают со времен Древнего Рима рукопись, какой бы она не была (см. Рукопись). Но в современной книгоиздательской практике это слово не употребляется. Попробуйте представить себе автора, который пришёл бы в издательство и сообщил, что принёс не рукопись, а... манускрипт! На него посмотрели бы как на не вполне нормального человека, и, скорее всего, книга так и не увидела бы свет! А что современные книговеды и издатели называют рукописью, мы с вами узнаем чуть позже, из соответствующей главы...

ОТ ПАПИРУСА ДО БУМАГИ

Никто из вас, ребята, не будет спорить с тем фактом, что для того чтобы писать и издавать книги, нужен материал, который послужит основой для этого дела. Мы с вами привыкли к тому, что это - бумага. Но всегда ли так было?

Первые в своей истории "записки", дошедшие к нам из глубины веков, были сделаны на скалах, обожжённых глиняных табличках, пальмовых листьях или на бересте, как в средневековых городах России, и даже на тонких листочках золота. Но эти материалы, как мы понимаем, не годятся для книг. Между тем очень давно, во времена египетских фараонов, для письма научились использовать особый материал, получивший название от растения, из которого он был сделан. Это папирус, растущий в дельте Нила. Большие листья папируса особым образом обрабатывались, склеивались и сворачивались в свитки. Эти свитки, заполненные египетскими письменами (иероглифами), и были древними книгами. Самые старые из найденных учёными папирусов относятся к началу третьего тысячелетия до нашей эры. А потом папирус исчез из употребления, уступив место другим материалам.

Во II веке до нашей эры в Пергаме, городе в Малой Азии, был изобретён материал, который много веков служил для письма и изготовления книг, - специально обработанная, очень тонкая кожа животных. От названия города он и получил своё имя - пергамент (в статьях историков часто употребляется написание "пергамен", от лат. Pergamen). Из Малой Азии этот материал довольно скоро распространился по всему тогдашнему цивилизованному свету. На Руси пергамент появился в конце X-XI веков. Чаще всего из него делали свитки, но применяли и для изготовления кодексов (см. Форма книги). Чрезвычайно прочный, пергамент просуществовал ещё несколько веков после изобретения бумаги. Правда, в это время он употреблялся лишь для особо важных государственных документов, например - для царских грамот. Пергамент был очень дорогим, так как на его изготовление шло множество первосортных телячьих шкур. Поэтому его часто использовали несколько раз: переписчики, работавшие в монастырях, соскабливали старые записи и писали по очищенному месту новый текст. Таким образом, в Средние века погибло множество древних рукописей. Но современная методика позволяет прочесть с помощью специальной аппаратуры не только то, что было написано на пергаменте в последний раз, но и то, что когда-то соскоблили. Так мы находим, казалось, навсегда потерянные книги древности.

Но по-настоящему всемирным материалом для письма и книгопечатания стала только бумага. Она была изобретена во II веке нашей эры китайцами, которые, как говорят, научились этому у... ос. Может быть и так - люди многое переняли у животных и насекомых.

Столетиями бумагу изготавливали вручную, употребляя в качестве сырья тряпки, пеньку, солому, древесную кору. Сырьё сортировали, мыли, перемалывали на специальных мельницах и варили с добавлением клея до получения однородной волокнистой массы. Эту бумажную массу откидывали на особый лист с дырочками (чтобы стекла лишняя вода) и заливали в отполированные формы, где бумага "дозревала". Полученные таким образом листы прессовали, сушили, разглаживали... В Европе этот способ изготовления бумаги стал известен в XI-XII веках, а центром бумажного производства долгое время оставалась Италия. Веками способ изготовления бумаги совершенствовался, в него вовлекали разные машины, а с 1800 года бумагу начали делать из древесины, что позволило удешевить и резко увеличить её производство. Старинную бумагу легко отличить и по виду, и по специальным водяным знакам - филиграни, видной на просвет, которая была "фирменным знаком" каждого бумажного мастера.

В наше время для печати используют много типов и сортов бумаги: газеты чаще всего печатают на газетной бумаге, журналы и книги - на офсетной, мелованной и других, более дорогих, сортах. А на уроках рисования и черчения в школе вы сталкиваетесь с так называемой ватманской бумагой... Все эти типы бумаги отличаются друг от друга качеством изготовления и удельным весом, который влияет на плотность бумаги. Одним словом, бумаги на свете вроде бы много, но стоит она недёшево, а потому следует помнить две старые поговорки, что хотя "бумага и всё стерпит", но то, "что написано пером, не вырубишь топором". А значит - бумагу нужно беречь и писать (и печатать) на ней только хорошее!

РУКОПИСНАЯ КНИГА

До изобретения книгопечатания, о котором мы с вами уже поговорили, все книги писали и переписывали от руки. В Древнем Египте переписчик осторожно выводил иероглифы на полосках папируса, из которых потом склеивали длинный свиток - книгу той эпохи. В Древнем Риме такой же переписчик усердно скрипел стилом по драгоценному пергаменту, копируя ещё более древнюю рукопись. В стародавней Московии сгорбленный монах скрёб гусиным пером по драгоценной бумаге... Именно появление бумаги сделало рукописную книгу более доступной читателю: любой богатый или владетельный человек мог заказать у переписчика копию нужной ему книги. А особые мастера писали заглавные буквицы и делали рисунки. Стоило это, правда, весьма дорого, а потому и книги в эту эпоху ценились очень высоко.

СКОРИНА ФРАНЦИСК

Мы договорились с вами, что расскажем о судьбе некоторых знаменитых книжников и издателей. Хотя бы чуть-чуть, чтобы вам захотелось найти биографические и исторические книги, им посвящённые. А поэтому просто не можем не рассказать о судьбе белорусского первопечатника, просветителя-гуманиста эпохи Возрождения Франциска Скорины (до 1490 - до 1551). Он родился в белорусском городе Полоцке, а умер в Праге. И год его рождения, и год смерти точно не известны и установлены учёными предположительно.

Каждый последующий период жизни Скорины, кажется, не имеет отношения к предыдущему: философ, медик, издатель, педагог, астроном, купец, переводчик, садовник... Обладатель нескольких учёных степеней, он меняет не только занятия, но и места проживания, переезжая из одной европейской столицы в другую: Краков, Падуя, Вильно, Кенигсберг, Познань, Прага... Успех в его жизни сменяется поражением, а распростёртые при встрече объятия - изгнанием. Знаменитый церковный реформатор Мартин Лютер объявляет его "интриганом от дьявола", а за долги покойного брата Ивана его сажают в долговую тюрьму. Однако, несмотря ни на что, Скорина продолжает издавать книги! Его жизнь - это тайна, она достойна воплощения в приключенческих романах. Его судьба - судьба гения, опередившего своё время.

А его книги! Они превосходно оформлены, хорошо отпечатаны, а в довершение - снабжены тайными знаками и символами: кресты причудливой формы, монограммы, треугольники, какие-то "пчёлы" и замысловатые буквицы окружают его автопортрет. Это таинственное письмо, с помощью которого Франциск Скорина хотел что-то сообщить далёким потомкам, не расшифровано до сих пор! Но потомки помнят о нём: его имя присвоено улицам, библиотекам, типографиям, а в городе Полоцке, на родине первопечатника, стоит памятник.

ФЁДОРОВ ИВАН

Об Иване Фёдорове, человеке, которого называют русским первопечатником, известно до обидного мало. В написанных про него книгах, научных статьях преобладают догадки, а то и просто литературный вымысел. Нет у нас данных и о его дне рождения. Он вычислен приблизительно, основываясь на следующих сведениях: есть данные, что Фёдоров закончил Краковский университет. Во всяком случае, в архивах этого университета есть документ, датированный 1532 годом, где упоминается Иван сын Фёдора Москвитин. А подпись самого Фёдорова под другим документом гласит: "Иван Фёдоров Москвитин, типограф греческий и славянский". Но вернёмся к дате его рождения. Поступали в те времена в университет лет в 15-18, а учились там 2-3 года. Значит, можно предположить, что родился будущий первопечатник где-то около 1510 года. А вот где - неизвестно.

Первой книгой, изданной Фёдоровым в Москве, долгое время считался "Апостол", от года выпуска которого (1564) и вёлся отсчёт русского книгопечатания. Но сейчас имеются веские доказательства, что четыре книги, выпущенные в Москве до "Апостола", но не имеющие датировки и относимые исследователями к работам так называемой анонимной типографии, были делом того же Ивана Фёдорова. Доказано, что первой книгой, отпечатанной в Москве примерно в 1553 году, было "Четверо-евангелие". А соратником Федорова был Петр Тимофеев Мстиславец, о котором нам известно ещё меньше. Через полтора года после выпуска "Апостола" мастера были вынуждены бежать из Москвы, поскольку покровительствовавший им до тех пор Иван Грозный сменил вдруг милость на гнев. По словам Фёдорова, завистники и недоброжелатели обвинили их в ереси, что в те времена было тяжелейшим преступлением.

После бегства из Москвы Иван Фёдоров ещё много лет жил в Литве и на Западной Украине, где выпустил несколько прекрасных книг, самой знаменитой из которых стала "Острожская Библия". Умер он во Львове 5 декабря 1583 года. Мастера похоронили в Онуфриевском монастыре, положив на могилу плиту с надписью: "Друкарь книг пред тем не виданных". Друкарь - это печатник. Плита эта пропала в 1883 году при невыясненных обстоятельствах. А в Москве, возле несуществующей сейчас Китайгородской стены, неподалёку от того места, где в XVI веке находился Государев Печатный двор, 27 сентября 1909 года, то есть 100 лет назад, был открыт памятник первопечатнику. Его может увидеть каждый москвич и гость столицы. А прапраправнучку первой русской печатной книги, которую издал Иван Фёдоров, вы, ребята, сейчас держите в руках!

Смотрите также: