ОГЛАВЛЕНИЕ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ?
Без оглавления или содержания любую книжку читать было бы труднее. (Термин "содержание" применяют, когда в издании собраны не зависящие друг от друга произведения: статьи, рассказы, стихи и т.д.; например, в сборниках, томах собраний сочинений с разными произведениями.) Попробуй-ка найди нужный рассказ, главу, на которой остановился вчера вечером, или понравившийся эпизод в приключениях героев без знания нужной страницы. А с оглавлением - пожалуйста! Оглавление - часть справочного аппарата практически любой книги, даже небольшой. А вы знаете, что в собраниях сочинений иногда бывает целый том (или часть тома), который, по существу, служит оглавлением ко всему многотомному изданию? Эти тома называются "справочными"; в них перечислены в алфавитном порядке все произведения, напечатанные в собрании сочинений.
ПЕРЕПЛЁТ И ОБЛОЖКА
Как попасть в переплёт? Для человека, который скажет: "Ну и в переплёт же я попал сегодня!" - дело обычно сводится к серьёзному происшествию или неприятностям. А вот каждая мало-мальски толстая книга попадает в переплёт при рождении - такая уж её судьба!
Переплёт - это прочная, обычно твёрдая крышка из картона, кожи, синтетических материалов, в которую вклеивается сама книга или, по-научному, книжный блок. Для чего нужен переплёт? Он должен защитить книгу от повреждений, от пагубного воздействия погодных условий и времени. Но ведь читатель обращает внимание не только на прочность переплёта, но и на то, насколько он красив!
В Древней Греции и Риме роль переплёта выполнял так называемый диптих - две скреплённые вместе деревянные, костяные или металлические пластины, которые нередко украшались причудливой резьбой, чеканкой и даже драгоценными камнями. Вначале диптих играл роль записной книжки: его внутреннюю поверхность покрывали воском и писали по этой плёнке заострённым стержнем - стилом. А когда на свете появились рукописные книги в форме кодекса (см. Форма книги), то диптих стал играть роль переплётной крышки.
Самым распространённым видом древнего переплёта был деревянный, обтянутый кожей. У каждой книги тогда были особые застёжки или завязки, как на вашей куртке. А когда древняя книга должна была стать особо дорогим подарком (быть "подносной"), то переплёт украшали и золотым тиснением, и искусно украшенными застёжками, а то и драгоценными камнями, вмонтированными в кожу. Со временем переплёт стал проще, строже, дешевле. И если ещё в XIX - начале ХХ века он делался, чаще всего, по заказу хозяина книги, особым мастером-переплётчиком, то сейчас, как правило, переплёты изготавливаются в цехе той же типографии, где печатается книга. Такой переплёт называется "издательским". Он одинаков для всех книг, которые выходят под одним названием. Ну, а если вы хотите иметь книгу в особом перелёте или вернуть красоту старой, затрёпанной книжке, то вам придётся обратиться к переплётчику. А мастера эти в наших городах есть! Можно и самому научиться переплетать книги, но это искусство требует и времени, и навыков, и особых материалов. О том, как это сделать, рассказывается в специальных книжках, не раз выпускавшихся в нашей стране.
А обложка, которая также является "одёжкой" и защитой книги, обычно производится из тонкого картона или очень плотной (толще, чем бумага, на которой напечатан текст) бумаги. Обложка часто бывает иллюстрированной, украшенной рисунком или фотографией. Она должна привлекать читателя и одновременно информировать его, давать представление, о чём написана заинтересовавшая его книга.
"Всякий, кто как-то связан с книгой, понимает, что книга - это цельный организм, что изображение и шрифт должны быть спаяны в ней в одно целое..."
Андрей ГОНЧАРОВ (1903-1979), художник
ПОДЗАГОЛОВОК
Что такое заглавие, мы с вами уже выяснили. Но нередко авторы романов и повестей дают своим произведениям ещё и подзаголовок, как бы второе, более подробное, имя. Хорошо известный вам роман Шарля де Костера "Легенда об Уленшпигеле" имеет еще и подзаголовок: Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке и об их приключениях, отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах. Длинный подзаголовок, не правда ли? В старину писатели любили подробные подзаголовки, названия глав - возможно, они хотели, чтобы читатели сразу оказались в курсе того, о чём пойдёт повествование. Таким образом, мы с вами подошли к тому, для чего у книги появляется подзаголовок - это разъяснение. Впрочем, не всегда автор хочет раскрыть содержание книги; иногда он подзаголовком просто обозначает жанр своей повести. Например, хорошо вам знакомая повесть Ф. Зальтена "Бемби" имеет подзаголовок Лесная сказка.
ПРЕДИСЛОВИЕ И ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мы с вами знаем, что во многих книгах, кроме, естественно, основного текста произведения, бывает ещё дополнительный текст, который размещается в самом начале (предисловие) или в конце (послесловие). И в том и в другом случае нам хотят дать какие-то дополнительные сведения: рассказать об авторе, об истории написания романа, напомнить о времени и исторических событиях, свидетелями которых мы станем, раскрыв эту книгу... Предисловие чаще всего пишут литературоведы, коллеги автора по писательскому цеху, критики, изучающие его творчество... Но бывает, что и автор пожелает снабдить читателей "путеводной звездочкой" перед путешествием в придуманный им мир. Авторское предисловие - это, разумеется, часть самой книги; и при всех переизданиях произведения оно обязательно сохраняется в неприкосновенности. А вот предисловия, написанные литературоведами, могут уступать место друг другу. Предисловие и послесловие в чем-то, безусловно, похожи между собой. Но в послесловии читателю нередко предлагают ответы на вопросы, которые у него могли возникнуть, отмечают некоторые особенности текста, которые могли вызвать у него затруднения.
РЕФЕРАТ
Сегодня под рефератом (от лат. refero - сообщать, докладывать) мы понимаем краткое изложение книги, научной работы, документа. Студенты и школьники составляют реферат какой-то книги (статьи), чтобы показать, что им понятна суть произведения, его сюжет. Иногда реферат может быть отдельным изданием. Например, при защите диссертации принято составлять и издавать в определённом количестве экземпляров реферат, который поможет коллегам автора узнать суть ещё не опубликованной работы.
СЕРИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ
Иногда в магазинах или на книжных полках можно встретить книги, похожие по оформлению, несмотря на то, что они написаны в разное время и разными авторами. Это так называемые серийные издания, объединённые одной идеей или жанром литературы. Самым знаменитым таким изданием в нашей стране можно считать серию "Жизнь замечательных людей", созданную в начале ХХ века издателем-просветителем Ф. Павленковым и заново начатую в 1930-х годах по инициативе М. Горького. Оформление этой серии со временем, разумеется, менялось, но и сегодня книги, выпущенные в 1960-е, как братья похожи (по формату, структуре оформления переплёта) на книги, выпущенные уже в XXI веке. Существуют серии "Женский роман", "Зарубежный детектив", "Большая библиотека поэта" и "Новая библиотека поэта"; когда-то выпускались очень популярные серии "Современная фантастика" и "Биография московского дома". У собирателей книг, библиофилов, некоторые серийные издания пользуются повышенным спросом - ведь очень приятно осознавать, что у тебя на полках есть все книги какой-то любимой серии!
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Отдельная книга может быть романом, повестью или сборником рассказов. А если издатель вознамерился познакомить читателя со всем (или почти всем) творчеством какого-то автора? Тогда в свет выходит собрание сочинений. Обычно, такой чести удостаиваются классики литературы, но популярный у читателей автор может выпустить собрание сочинений и при жизни. Правда, прижизненное собрание сочинений никогда не бывает полным: автор сам решает, какие его произведения достойны войти в многотомник, а какие - нет. Иногда он даже перерабатывает какой-то роман перед включением в собрание сочинений, если считает, что его можно улучшить. Посмертные собрания сочинений формируются литературоведами и редакторами. Чаще всего, собрание сочинений - это избранные произведения, лучшее из того, что написано автором. Но классики нашей литературы достойны того, чтобы быть изданными в полном объёме. Такое собрание сочинений называется полным. Оно включают в себя всё, что вышло из-под пера писателя, в том числе варианты того или иного произведения, письма и даже дневники автора. Полное собрание сочинений, к примеру, Льва Толстого включает в себя 90 томов! Готовят их к изданию очень тщательно, и срок выхода в свет может растянуться на годы и даже десятилетия - это сложный процесс! Такие полные собрания сочинений нужны, разумеется, далеко не каждому читателю.
СТРАНИЦА
Что такое страница, и чем она отличается от листа? Лист бумаги имеет две стороны, на которых может быть напечатан текст или помещены иллюстрации. А страница - это только одна его сторона, помеченная цифрой, указывающей её порядковый номер в книге (см. Колонтитул и колонцифра). Но мы с вами почему-то перелистываем книгу, а не "перестраничиваем". Так уж сложилось в русском языке, и ничего с этим не поделаешь!
СУПЕРОБЛОЖКА
На прилавках магазинов вы можете увидеть книги, "одетые" поверх переплёта в красочную бумажную "рубашку", которую при желании можно снять. Но её не только не снимают, но и берегут вместе с самой книгой. Эта "рубашка" носит название "суперобложка".
Суперобложка с самого рождения была предназначена для защиты переплёта от случайностей книжной судьбы. Но она не смогла долго оставаться просто бумажным листом с загнутыми под переплётную крышку краями. Её стали украшать затейливыми шрифтами, красочными рисунками, а потом и фотографиями, отражающими сюжет упакованной в неё книги. На суперобложке (или просто на "супере"), как правило, повторяются главные выходные данные - название книги, имя автора, иногда - название издательства.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ И ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Сегодня мы не можем представить себе книгу без титульного листа. Он открывает любую книгу. Титул - это её лицо, её паспорт, её визитная карточка. На титульном листе обязательно печатают название книги, имя автора, название издательства, дату и место выхода книги в свет. Эта часть книжкиного "паспорта" называется выходными данными. А вот некоторую дополнительную информацию о книге (тираж, формат издания, сорт бумаги, вид шрифта, фамилии редактора и корректора) печатают в так называемых выходных сведениях на обороте титульного листа или в конце книги.
А ведь был период, когда титульный лист у книг отсутствовал - так было во времена рукописных книг. Нет титульных листов и у некоторых первопечатных книг - они ещё очень похожи на своих рукописных предков. Хотя само название "титул" более древнее, чем средневековые летописи! Древние римляне помещали свитки (тогдашние книги) в особый футляр, к которому прикреплялся яркий ярлык с названием произведения. Он и назывался "titulus", что буквально значит "надпись" или "название". А после изобретения книгопечатания об этом обычае вспомнили и возродили его в новой форме.
Титульный лист у современной книги может быть одинарным (с лицевой и оборотной страницами) и двойным (из 4-х страниц); у него может быть шрифтовое (иногда над шрифтом титула специально работает художник), декоративное, иллюстративное оформление. Титульный лист очень важен для любого издания: на титуле ставится библиотечный штамп, на титульном листе, обычно, оставляет автограф писатель, подаривший кому-нибудь своё произведение; утратившая титул книга почти полностью теряет свою продажную цену и считается просто дефектной. Одним словом, титул - настоящий паспорт книги. А без паспорта в жизни никуда!
Смотрите также:
- Рекомендательные библиографические пособия →
- Часть III. АВТОР, ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ (А-Б) →
- Часть III. АВТОР, ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ (И-П) →