На букву Г, часть 6

   
   

Где же похоронен Гоголь?

Если вам в руки попадётся какая-нибудь книга о жизни и смерти Н.В. Гоголя, изданная в конце XIX или начале ХХ века, вы там можете прочесть, что писателя похоронили в Москве, на кладбище древнего Свято-Данилового монастыря. А у людей, воспользовавшихся современными справочниками, будут совсем другие сведения - могила Гоголя находится на Новодевичьем кладбище! Попробуем разобраться, в чём же здесь дело...

Похоронили писателя в 1852 году на монастырском кладбище. Памятника над его захоронением ставить не стали. На могиле установили высокую чёрную каменную плиту в форме трапеции, а рядом - камень с надписью "ей гряди, Господи Иисусе", а на нём - скромный крест. По форме камень напоминал Голгофу - холм, на котором был распят Иисус Христос. Если верить легенде, то камень для могилы Гоголя привёз из Крыма поэт и философ К.С. Аксаков, а тексты из Священного писания, выгравированные на плите, подбирали современники Гоголя, известные литераторы С.П. Шевырёв и А.С. Хомяков. А вот бюста писателя на могиле не было. Так хотел сам Гоголь: "Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном", - писал он в своём завещании. Так и сделали. Изображение писателя (бронзовый барельеф) уже гораздо позже выполнил скульптор Н.А. Андреев (см. "Бронзовые Гоголи") и поместил его в торце узорной решётки, ограждавшей могилу. Но в 1931 году большевики решили Свято-Данилов монастырь закрыть, кладбище ликвидировать, а прах Гоголя перенести на Новодевичье кладбище. Надгробную плиту и решётку перенесли вместе с останками писателя, а вот крест убрали. А спустя ещё два десятилетия могилу снова "реконструировали", убрав камень и установив вместо него бюст, выполненный скульптором Н.В. Томским, автором того памятника, который заменил гениального "старого" Гоголя работы Н.А. Андреева на Гоголевском бульваре (см. "Бронзовые Гоголи"). Таким образом, завещание писателя оказалось нарушенным.

География по Гоголю

А вы знаете, юные любители литературы, что Николай Васильевич Гоголь очень любил географию. И всю жизнь мечтал написать такую географию России, которой ещё не было! "Нам нужно живое, а не мёртвое изображение России, та существенная, говорящая её география, начертанная сильным, живым слогом... Такую книгу... мог составить только такой писатель, который умеет схватывать верно и выставлять сильно и выпукло черты и свойства народа, а всякую местность со всеми её красками поставлять так ярко и выставить так живо, чтобы она навсегда осталась в глазах..." - пишет он за два года до своей кончины.

Надо отметить, что одним из первых литературных произведений Гоголя, увидевшим свет, была статья под названием "Несколько мыслей о преподавании детям географии", опубликованная в "Литературной газете" в январе 1831 года под псевдонимом Г. Янов. В том же году он начинает писать детскую книгу по географии, от которой, к сожалению, сохранились лишь некоторые отрывки - о русской зиме, об африканцах и наших северных народах... Всю жизнь Гоголя не оставляет мысль написать большую книгу по географии: "Это будет всеобщая история и всеобщая география в трёх, если не в двух томах, под названием "Земля и люди"..."

К сожалению, Гоголю так и не удалось написать большую книгу по географии. И знаете, что любопытно, ребята? Уже во второй половине XIX века известный французский географ Жан Жак Элизе Реклю, издаёт огромный труд "Новая всемирная география. Земля и люди", не подозревая о том, что книгу именно с таким названием мечтал когда-то написать великий русский писатель...

Гоголь и Москва

Николай Васильевич родился на Украине, долго жил в Петербурге, в Риме, но очень любил Москву. И Москва любила его. Первый раз писатель оказался в Москве ещё в 1832 году, после всероссийского успеха его "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В Москве автора ждал поистине восторженный приём: Гоголь знакомится с известными писателями С.Т. Аксаковым, М.Н. Загоскиным, И.И. Дмитриевым, великим актёром М.С. Щепкиным, бывает в домах многих знатных москвичей. А два года спустя Гоголь привозит в Москву свою комедию "Женихи", первый вариант и сегодня не сходящей со сцены "Женитьбы". И снова дружеские встречи знакомства с Д.В. Давыдовым, Е.А. Баратынским... А потом был Рим, годы путешествия по Европе, откуда в 1839 году Гоголь вернулся прямо в Москву. "Москва больше расположена ко мне", - признавался писатель. И в 1841 году, после очередного возвращения из Италии, он снова в Москве, живёт в доме известного историка М.П. Погодина, где работает над повестью "Тарас Бульба".

Окончательно Гоголь переселился в Москву осенью 1848 года и, в конце концов, нашёл пристанище в доме Талызина на Никитском бульваре (дом 7а), который в это время арендует семейство Толстых. Писателю были отведены две комнаты - кабинет и приёмная, располагавшиеся на первом этаже особняка. Здесь писателя навещали Аксаковы, И.С. Тургенев, И.К. Айвазовский, М.С. Щепкин, а по средам устраивались вечера украинской песни... Не так уж далеко отсюда, на Большой Дмитровке, в типографии Московского университета печатался первый том его знаменитых "Мёртвых душ". А зимой 1852 года случается непоправимое: начав литературную биографию с сожжения своего "первенца" "Ганца Кюхельгартена", тяжело больной Гоголь завершает своё творчество, предав в ночь на 12 февраля огню рукопись второго тома "Мёртвых душ"... А через 10 дней писателя не стало. Здесь же, на Никитском бульваре, скульптор Н.А. Рамазанов снял с лица Гоголя посмертную маску; отсюда отправилась похоронная процессия в университетскую церковь св. мученицы Татианы, где произошло отпевание, а оттуда - на кладбище Свято-Данилового монастыря (см. "Где же похоронен Гоголь?"). Гоголь и Москва соединились навеки.

Память о Гоголе для москвичей свята. В столице есть два памятника писателю, Гоголевский бульвар, где стоит "новый" Гоголь (см. "Бронзовые Гоголи"), а также улица Гоголя в городе-спутнике Зеленограде (между прочим, первой улицей Гоголя в Москве стала ещё в конце XIX века не существующая сейчас улица в Черкизове). Есть в столице театр им. Н.В. Гоголя, а также три библиотеки его имени и школа. На доме, где он жил последние годы, висит мемориальная доска. Гоголь не расстался с Москвой - он и сегодня настоящий москвич!

Гоголь - художник

Название этой главы может навести вас на мысль, что мы хотим ещё раз вспомнить о Гоголе как о мастере художественного слова, прекрасном писателе... А между тем название этой главы точно соответствует её содержанию: Николай Васильевич был не только художником слова, но и просто неплохим художником, способным управляться с карандашом и красками. Это было заметно ещё во время обучения Гоголя в Нежинской гимназии. Достаточно ленивый и нелюбопытный ко всем другим предметам, Гоголь преображался в школьном театре и на уроках рисования. Изо всех предметов лишь рисованием он занимается усердно. Он не только много и прилежно рисует карандашом и красками, но и весьма внимательно слушает теоретические рассуждения об искусстве учителя рисования Павлова, человека, безусловно, преданного своему делу. Гоголь составляет узоры для домашних ковров, которые делали в его родной Васильевке, расписывает стены комнат...

Профессиональным художником Гоголь не стал (хотя и занимался одно время в студии Академии художеств в Петербурге). Но некоторые его рисунки дошли до нас и могут помочь понять и его интересы, и ту степень художественной одарённости, которой обладал писатель. Ведь недаром утверждается, что сценки, героев своих книг Гоголь не пишет, а как бы рисует... Но, кроме этого, он, как и Пушкин, изрисовавший поля многих своих рукописей, "марает" лист бумаги, и на нём появляются какие-то архитектурные сооружения, нелепые фигуры, триумфальные арки... Именно так выглядит план сборника "Арабески", составленный в 1834 году. Есть среди рисунков Гоголя и набросок головы Пушкина, и виды Васильевки, Петербурга, Италии... Между прочим, и свои книги он иногда оформлял сам!

Литературовед Н. С. Тихонравов (1832-1893), в примечаниях к собранию сочинений писателя рассказывал об этом так: "Гоголь сел за приготовление обёртки для "Мёртвых душ" и сам нарисовал оригинал. На обёртке под несущимся быстро тарантасом изображены: с левой стороны часть деревни, с правой - верстовой столб. Между ними, с той и другой стороны, бутылки с рюмками и бокалами, закуски в виде рыб на блюде; солонка; бутылка сверху как бы венчает этот ряд изображений, которому внизу соответствуют также бутылки с бокалами и блюдо с большим осетром и мелкими рыбками, - может быть, то блюдо, которое украшало трапезу полицеймейстера и к которому пристроился Собакевич. Изображений живых людей немного - только два: на правом поле читатель видит пьяного мужичка, пляшущего подбоченившись с чаркою в руке, и танцующую, очевидно на балу, пару. Зато эмблемы смерти в обилии рассыпаны по всей картине: черепа выглядывают из затейливых завитков, окаймляющих верхнюю половину рисунка; на одной вертикальной линии помещены принадлежности закуски (бутылка вина и рыбы) и череп. Два скелета расположены симметрически, справа и слева..." Эта авторская обложка (с незначительными изменениями) была повторена в нескольких последующих изданиях бессмертной поэмы. Нам известна и нарисованная писателем обложка к его повести "Нос". Так что в таланте рисовальщика Гоголю не откажешь!

Смотрите также: