На букву Н, часть 5

   
   

Нежинская гимназия

"Мы все учились понемногу..." - заметил когда-то А.С. Пушкин. И в самом деле, в жизни практически каждого писателя были годы учёбы - школа, гимназия, университет... Вот только иногда трудно понять: насколько они помогли ему стать писателем? "Университетами" для Н.В. Гоголя стала Нежинская гимназия высших наук, куда он был принят весной 1821 года и проучился 7 лет. По свидетельству соучеников будущего классика литературы, оставшихся в мемуарах и письмах, прилежным учеником Гоголь (а точнее - Гоголь-Яновский или Яновский-Гоголь, как писалась в ту пору его фамилия) не был. Он был очень слаб в точных науках, в языках и проявлял успехи только в русской словесности и рисовании (см. "Гоголь - художник"). Товарищи вспоминают, что от неудач Гоголя спасала только хорошая память: он за несколько дней до экзамена начинал активно зубрить (как некий современный студент перед сессией) и успешно переходил из класса в класс. Ещё в ноябре 1827 года Гоголь пишет матери, что не приедет домой на рождественские каникулы, так как хочет наверстать за оставшееся до выпуска полугодие то, что упустил в учении... Впрочем, в том, что Гоголь не любил учиться, виновата была, возможно, и сама гимназия. Большинство предметов преподавались по старинке; некоторые преподаватели регулярно писали доносы друг на друга и на "неблагонравных учеников" (в том числе и на Гоголя). Например, учитель словесности был поклонником Державина, а всю литературу новейшего времени (включая Пушкина) считал пустой и никчёмной. Некоторые недостатки обучения гимназисты восполняли сами, интересуясь новинками литературы. Они выписывали в складчину журналы, затеяли и свой рукописный журнал "Метеор", где Гоголь "опубликовал" довольно много стихов. Некоторой "отдушиной" для гимназистов были любительские спектакли, в которых Гоголь участвовал уже со второго года своего обучения. Играл он, по словам очевидцев, очень хорошо (особенно удавались ему роли старух), но когда, уже будучи в Петербурге, Николай Васильевич захотел поступить на профессиональную сцену, его в театр не приняли, не найдя "способностей"... Окончил Гоголь гимназию вполне успешно, выдержав публичные испытания, и получил право на чин 14 класса (низший в табели о рангах) гражданской службы. Расставшись со своими товарищами, Гоголь сохранил со многими из них приятельские отношения на долгие годы (см. "Друзья и коллеги" и "Кукольник - знаменитый однокашник").

Нос - это фантастика?

Николай Васильевич Гоголь, конечно, выдумщик. То у него чёрт луну с неба крадёт, то ведьма на метле летает... Но чтобы такое придумать! И в самом деле: с точки зрения читателя XIX века чёрт или ведьма были более реальными персонажами, чем гоголевский Нос. Сюжет это небольшой повести - чистая фантастика. То ли не совсем трезвый петербургский цирюльник (так тогда называли парикмахеров) Иван Яковлевич отрезал нос своему клиенту, майору Ковалёву, то ли нос сам сбежал от него при "невыясненных обстоятельствах"... Но потом этот самый нос вдруг начинает жить совершенно самостоятельной жизнью, разъезжает по городу в мундире, и даже однажды (извините за каламбур) сталкивается нос к носу со своим хозяином! Разумеется, Гоголь написал эту повесть не просто так. Считается, что он хотел показать всю никчёмность жизни таких людей, как Ковалёв, которые всё своё предназначение видят только в волокитстве и погоне за чинами и наградами. А вот когда они оказываются без носа, то... остаются с носом! Заметьте, что Гоголь здесь просто перевернул значение старой поговорки "остаться с носом". Помните, сколько метких присказок есть в русском языке про эту часть нашего лица: "задрать нос", "сунуть свой нос в чужие дела"... А, в общем, у Гоголя получилось очень смешно. Это действительно настоящая фантастика. Не совсем, правда, научная. Скорее даже, это современное фэнтези - вид литературы, в котором сказочная чертовщина перемешана с жизнью, появившийся в начале ХХ века, но ставший особенно популярным во второй его половине. А потому Гоголя вполне можно считать родоначальником и этого, столь популярного сейчас, жанра литературы. Так что не только мы, как было когда-то сказано, "все вышли из гоголевской шинели", но и некоторые литературные жанры конца ХХ века тоже "вышли" из Гоголя...

Смотрите также: