У меня, как и у любого другого студента, нередко возникают вопросы, касающиеся отечественной системы образования, ответы на которые мне не могут дать ни преподаватели, ни СМИ. Вот и приходится обращаться к более компетентным источникам...Игорь Ильинский - ректор престижного вуза (Московской гуманитарно-социальной академии), доктор наук, профессор, член ряда академий, известный ученый. Буквально на днях вышел его фундаментальный труд "Образовательная революция". Суждения этого человека и стали моей первой ступенью к пониманию современной системы образования.
- Игорь Михайлович, в чем принципиальные отличия между институтом, академией и университетом?
Игорь Ильинский: Формальные различия в том, что институт, как правило, учит по какому-то одному направлению. В академии таких направлений должно быть не меньше 5. А классический университет дает знания по широкому комплексу гуманитарных и социальных, естественных и технических наук. Но сегодня многие гонятся только за имиджем, за названием, так как люди по привычке считают, что если "университет" - значит, здорово.
- Как вы думаете, зачем сегодняшний молодой человек приходит в вуз и как он его выбирает?
И. И.: За знаниями, чтобы получить профессию. Но при этом, как и во все времена, каждый имеет в виду что-то свое. Сегодня невозможно также игнорировать два важных фактора. Во-первых, за учебу в вузах надо платить. Даже в государственных. А если ты платить не можешь и на бюджетные отделения поступить не в состоянии, ты идешь не туда, куда душа лежит, а куда сможешь. Кроме того, часть молодежи идет в вуз только затем, чтобы убежать от армии.
- Значит, надо отменить поголовную воинскую обязанность, чтобы ситуация изменилась?
И. И.: Я так не считаю. Родину надо защищать. Я служил в 50-х, когда маршал Жуков был министром обороны. Дисциплина была железная. Ничего похожего сегодняшним солдатикам и не снилось!
- Ну, хорошо, давайте о другом... Преподаватели говорят, что фундаментальность российского образования - это преимущество, однако студенты считают, что им преподают массу ненужных, лишних предметов. Кто прав?
И. И.: Специализация необходима. Но фундаментальные знания позволяют шире смотреть на мир. Необходимо оптимальное сочетание того и другого. А сейчас вузы выпускают слишком много ремесленников. Это поняли даже в США, где сегодня университеты делают акцент на фундаментальность, в каком-то смысле переходят к тому, что делала советская школа. А российское образование за последние годы свою фундаментальность в значительной мере утратило. Можно даже сказать, что у нас нет высшего образования в полном смысле, а есть "высшее ремесленное". Как с этим бороться? Возможно, надо увеличивать сроки обучения. Надо расширять возможности интеллекта (ведь человек использует его до 10%), развивать творческие способности, учить пониманию, а не только давать знания, навыки и умения. Сегодня мы полагаем, что понимать - это знать и уметь применять знания. Эту формулу надо пересмотреть. Понимать (сегодня) - это значит познавать. Этому надо учить с детства, с ранних лет, но особенно - в вузах. Сегодня нельзя за пять лет научить человека на всю жизнь. Сегодня надо учиться всю жизнь.
- Итак, вы считаете, что наше образование утратило свою фундаментальность?
И. И.: В борьбе с идеологией целились в коммунизм, а попали в образование - выкинули воспитание, мировоззренческие дисциплины... Не успели сделать нормальные учебники по философии, историю переписали шиворот-навыворот. А потом стали списывать образование с Запада, хотя делать это надо очень избирательно.
- Вы, ректор престижного московского вуза, претворяете свои взгляды и идеи в жизнь в своем учебном заведении?
И. И.: Да. Например, когда в 1992 году из школ и вузов изъяли компонент воспитания, мы этого не сделали. Но мы не насилуем студента, не "формируем" его, а создаем условия для развития способностей и задатков, помогаем человеку развиваться, понять себя, дисциплинируем. Заставляем, например, ходить на лекции, в то время как многие этого не делают. Если мы видим по-своему преподавание того или иного курса, мы так это и делаем. Чтобы он был современным, интересным, чтобы это было живое, новейшее знание. Наш вуз негосударственный, и мы свободны в реализации своих идей.
- На что студенту, по-вашему, нужно обратить внимание, какие знания необходимо получить, понимания чего нужно достичь?
И. И.: Когда мы говорим об образовании, то должны понимать, что с его помощью общество создает Работника, Гражданина и Семьянина. Специалист кроме русского, родного языка должен знать еще как минимум два - иностранный и компьютерный. Кроме того, нужны знания, адекватные требованиям сегодняшнего дня, такие как экология, глобалистика и т. п. Теперь о гражданине: он должен понимать больше, чем специалист: "Что за страна, в которой я живу?", "Что за события происходят в ней и в мире?", "Кто правит?", "Почему все происходит именно так?" Надо знать ответы на эти вопросы и любить свою страну. Кроме того, необходимо быть хорошим семьянином. Поэтому прежде всего я пожелал бы студентам любви - чистой и верной. Человек, который не испытал глубокой любви, - по определению несчастен.
Смотрите также:
- Виктор Садовничий: "Сейчас проблема поиска талантливых ребят стоит гораздо острее..." →
- ЕГЭ: Единая Гребёнка для Эрудитов? →
- Кому нужны эти МУКи? →