Как человек становится холодильником

   
   

Если вам кажется, что актеры ничем серьезным не занимаются, а всего лишь выходят на поклоны, получают цветы, раздают автографы, ездят по фестивалям и спят до обеда, то вы в общем-то абсолютно правы. Может, именно поэтому театральные вузы каждый год атакуют тысячи юношей и девушек.

Наши "фабрики звезд"

В России существует множество театральных училищ, но самые авторитетные из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Большинство выпускников провинциальных вузов приезжают в столицу и поступают на актерский или режиссерский факультет заново. В Москве таких мест пять - Театральные училища им. Щепкина, им. Щукина, Школа-студия МХАТ, ВГИК и РАТИ, которую по привычке называют ГИТИС. В Питере - СПбГАТИ (ЛГИТМиК).

Проучившись четыре года, каждый старается устроиться в столичный театр и совсем не торопится на родину, где дорога к славе гораздо длиннее и извилистее. Дело в том, что главные киностудии страны, "Мосфильм" и "Ленфильм", находятся опять же в столицах, да и театров здесь гораздо больше, чем во всех урюпинсках России вместе взятых.

Поступление в театральный вуз состоит из двух частей. В первую очередь абитуриенты проходят трехуровневый творческий конкурс, на котором читают перед приемной комиссией стихотворение, басню и прозаический отрывок. Затем - конкурс, который и является самым важным этапом: на нем, по сути, повторяется все пройденное, но педагоги будут значительно пристрастнее. До него обычно доходят 40-50 человек, а на курс набирают всего лишь 20-25.

И только после всех прослушиваний идут в ход экзамены в общепринятом понимании. Первый из них - коллоквиум, где вам зададут вопросы типа "Кто ваш любимый писатель?" или "В каком году был образован театр "Современник"?" Второй - сочинение, которое нужно написать не ниже чем на "тройку". Ни истории, ни математики, ни иностранного языка сдавать не придется.

Декан режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС) кандидат искусствоведения, профессор Михаил СКАНДАРОВ:

- Не меньше тысячи абитуриентов ежегодно желают стать актерами, причем эта группа успевает пройти предварительные прослушивания во всех театральных вузах одновременно. Абитуриентов в РАТИ (ГИТИС) набирают на актерском, режиссерском, эстрадном факультетах и на факультете музыкального театра. Конкурс - около 80 человек на место в актерскую группу и около 30 - в режиссерскую. Кроме бюджетных мест есть и платные, прием на которые проходит на общих основаниях, стоимость обучения - 2300 у. е. в год для актеров и 2600 у. е. для режиссеров. При выпуске каждый получает квалификацию - "актер" или "режиссер".

Люди-динозавры

Оказавшись на занятиях актеров-первокурсников, я подумал вначале, что попал в сумасшедший дом. Во-первых, несут с улицы, как гоголевский Плюшкин, все что угодно. Это называется магическим выражением "сбор реквизита". Запомните, реквизит - это святое. А святыми в руках студентов становятся: выброшенная на помойку железная кровать, случайно забытый кем-то в соседней комнате светильник, старый холодильник из папиного гаража или чемодан, который дедушка купил маме в начале второй половины двадцатого века. Особое место в коллекции реквизита занимают разных форм и объемов бутылки.

Во-вторых, не всегда определишь, кто проходит мимо тебя. По аудитории бегают нормальные на первый взгляд юноши и девушки, изображающие каких-то суперэкзотических зверей. Оказывается, они готовятся показать педагогам выполненное задание - наблюдение за животными.

В этом странном "зоопарке" я видел не только обезьян, собак и кошек. По полу медленно ползла черепаха, очень похожая на девушку с большими рюкзаками на спине и животе в виде панциря. За ней бежал с душераздирающим криком динозавр (точнее, динозавриха, так как она была с косой) с длинным шлангом от пылесоса вместо хвоста. Для случайно зашедшего зеваки это - экзотика, а для студента - суровые трудовые будни.

Кроме животных студенты наблюдают и за предметами. За один час занятий можно увидеть не только живое кресло и светофор, но и ломающийся холодильник, и даже ручную гранату, не взорвавшуюся по идейным соображениям.

Тяжело в учении...

Жизнь будущих актеров кажется веселой и беззаботной. Но иногда чувства глубокой усталости и отчаяния посещают студентов - особенно часто это случается во время сессии. Репетировать приходится до поздней ночи, а времени на подготовку к общеобразовательным экзаменам не остается вообще.

Некоторыми впечатлениями об учебе со мной поделился актер одного из московских театров: "На первом и втором курсах у нас практически не было выходных. Каждый день с утра до позднего вечера мы находились в институте. Большую часть времени занимались актерским мастерством и репетициями. А во время сессии нас иногда отпускали домой за 20 минут до закрытия станции метро".

Однажды на одной из репетиций, когда было около одиннадцати часов вечера, мой однокурсник заявил мастеру: "Я так больше не могу, мне нужен выходной!" - "Зачем тебе выходной?" - поинтересовался педагог. "Простите, но мне нужно время, чтоб хотя бы принять душ и постирать белье". После небольшой паузы прозвучал вердикт мастера: "Хорошо, завтра с утра все приходят на репетицию, а наш друг стирает трусы!"

Наутро бедный друг первым пришел в институт. И когда у него спросили, что же он не остался стирать, ответил, что еще успеет сделать это ночью.

Артисты - не бездельники