К кризису будь готов!

   
   

Все начинается с чувства неуверенности. Неуверенности в себе, в завтрашнем дне, в своей стране, своих друзьях, "второй половине", в том, что уже достигнуто, жизненных целях и средствах по их достижению. А может, происходит куда проще: просто однажды ты просыпаешься и осознаешь, что все - не то и не так. Похоже на фильм. Странное кино, которое оказывается твоей реальностью по итогам четверти жизни. На 35-миллиметровой пленке, цветное, но...

Практически каждый молодой человек в возрасте 20-25 лет переживает сильный психологический кризис. Это не просто переоценка ценностей, определенный этап взросления или своего рода робость перед настоящей, взрослой жизнью, это - нечто большее. Российских исследований или серьезных работ на эту тему нет, можно сказать, что наша психологическая наука еще не признала как факт существование подобного феномена. В Америке же летом 2001 года вышла книга "Кризис четверти жизни: уникальные испытания в двадцать лет" двух молодых девушек, анализирующих открытый ими кризис. Книгу тут же раскупили. Студенты старших курсов, молодые мамы, удачливые бизнесмены, дети "влиятельных" родителей и матерей-одиночек читали ее в метро, на лавочках в парках, дома в уютных креслах, в перерывах между лекциями и за столиками закусочных и кафе. Читали и, перевернув последнюю страницу, с облегчением вздыхали: "Это про меня. А значит, все, что происходит со мной, - нормально и объяcнимо".

Кончен бал, погасли свечи

Кризис "первой четверти жизни" чаще всего случается после окончания института: пока ты учишься - сначала в школе, потом в вузе, - все вроде бы идет по накатанной колее: социум не оставляет выбора, и путь "становления" у всех людей в принципе одинаков. Но, после того как все необходимые дипломы-аттестаты получены, ты с удивлением осознаешь, что никто дальше не станет тебя "тянуть" и организовывать. Ты уже не можешь оставаться "как все" хотя бы потому, что у всех все по-разному. К этому возрасту оказываются полностью сформированными все привычки и уклад жизни, и ты понимаешь, что это не совсем то, что хотелось, или совсем не то, о чем ты, воспитанный на "правильных" книжках, фильмах, песнях, думал до этого. И если тогда можно было жить, держа все это в перспективе, то теперь становится ясно, что впереди ничего волшебного не случится: жизнь идет, и события из серии "как в сказке" в ней случаются раз в тысячу лет. Выбирать то, кем ты станешь, надо сейчас, и твои радужные представления совсем не вяжутся с этим серым офисным столом или дипломатом с кожаной ручкой. Старые друзья оказываются реально старыми - принадлежащими прошлому, но не будущему, ваши с ними пути расходятся, а до приобретения новых руки уже не доходят. Кроме того, родители все чаще ненавязчиво намекают на свадьбу и внуков. А ты стоишь посередине всего этого круговорота, и у тебя жутко кружится голова от мельтешения и неопределенности.

Все слишком хорошо

В другую "группу риска" попадают не вчерашние студенты, стоящие перед выбором и туманными перспективами, а вполне серьезные люди, уже достигшие к своим 25 годам многого: в пятнадцать лет они начинали подрабатывать курьерами или мойщиками машин, потому что жутко хотелось иметь "карманные деньги", потом резко подали вверх и сегодня занимают высокие должности в компаниях, где к ним обращаются только на "Вы". Парадоксально, но эти молодые люди ощущают ту же самую кризисную пустоту: жизнь удалась, и все, о чем только можно было мечтать, стало реальностью. Но - что дальше? Общепризнанные ценности вроде семьи, карьеры и общего благополучия уже присутствуют, задача-максимум реализована, но никакого сверхъестественного результата это не принесло. Больше того, этим "молодым карьеристам" чаще всего бывает некогда обращать внимание на что-то, кроме собственной работы, и тогда к 25-летнему рубежу они приходят с еще более печальным результатом: семьи и близких друзей у них попросту нет, а то старшеподростковое время, когда все это возникает как бы само собой, они пропустили, следя за курсом акций. И теперь просто не знают, как завести друзей, любимую женщину или дорогого мужчину. Приходится ограничиваться морской свинкой.

Нас обманули!

И в том, и в другом случаях кризис основывается на расхождении желаемого и действительного, гипотетического и практического. Нас учили одному, а мы видим совершенно другое. Сказки, в которые верилось, на поверку оказались всего лишь сказками. Ассоли не было, Маленького принца не существовало, прикладная философия книжек Коэльо, суши в японской забегаловке и двойная доза снотворного на ночь - вот она, объективная реальность. В ней нет места мечте или счастью в том понимании, которое вкладывали в эти слова все те, кто воспитывал нас, - этакого глобального, общегуманистического смысла. Хотели как лучше, получилось... сами видите.

Жизнь между кризисами