"Флот элитарен, - говорит мой собеседник, - так уж повелось издавна". Мы идем по Дворцовой площади - я и найденный мною в толпе, но отказавшийся представиться капитан морского судна. Несмотря на ограниченные познания о флоте, я понял сразу - человек этот занимает далеко не последнее место в военно-морской иерархии. "Корни проблемы растут именно оттуда. Отношения моряков и представителей сухопутных войск всегда носили соревновательный характер. Это может проявляться везде, даже в военных училищах". "Драки, - спрашиваю я, - и разрывание погон являются, вероятно, неотъемлемой частью этих соревнований?" "А вы что хотите, молодой человек, - говорит капитан, пристально вглядываясь в гладь Невы, - общество и армия неразрывны. Все то, что происходит сейчас в России, так или иначе отражается и на военных училищах".
Поплавки против сапог
В Питере я столкнулся с крупной проблемой. Суворовцы, равно как и их морские братья нахимовцы, не были настроены разговаривать с прессой. Увидев красную корку, и те и другие "выпадали на мороз", процеживая сквозь зубы какие-то шаблонные фразы. Пришлось хитрить и изголяться. Московскому туристу, угостившему бригаду будущих моряков сигаретами, информация отгружалась более охотно. "Да, бывают случаи, однако это скорее инциденты, нежели закономерные явления..." Оказывается, в общей массе все безобидно и ограничивается лишь смешными прозвищами: суворовцев моряки прозвали "сапогами", за что те окрестили их "поплавками". Единственным зафиксированным за последний период случаем была "стрелка" на Горьковской.
Этому предшествовали следующие события: несколько третьекурсников Нахимовского военно-морского училища поколотили двух воспитанников начального курса Суворовского. Демонстративно сорвали с них погоны и фуражки. Пропустить этот инцидент суворовцы не смогли и, заручившись поддержкой еще одного училища, забили "стрелку" морякам. Все по-взрослому. Кончилось это, правда, большим нагоняем представителям обоих "кланов" - после этого случая и тех и других заставили помириться.
"Это нормальное явление в жизни пацанов, - говорит Валерий Петрович ЗЕЛЕНСКИЙ, заместитель председателя Московского суворовско-нахимовского содружества, - все дерутся в этом возрасте. В военном общежитии есть свои порядки и традиции. Анализировать инцидент на Горьковской сложно - нужно разбираться с каждым участником отдельно. Если же говорить в целом о разборках среди кадетов, то все потасовки можно уложить в простую схему армейского коллектива". В каждом сообществе есть свои устои и порядки. Вдали от дома ребята держатся вместе, поэтому, если появляется отщепенец, коллектив на него реагирует не лучшим образом. "А, собственно, как реагировать на парня, - говорит Валерий Петрович, в юношестве прошедший Суворовское училище, - если он в одну, извиняюсь, харю точит сгущенку под одеялом? Если ты получил что-то, делись со всеми и будь уверен, что завтра все поделятся с тобой. Таковы традиции, которые вполне укладываются в принципы дружбы, поддержки и братства".
Без мамы - без мазы
С детства я мечтал оторваться от семьи, наверное, поэтому вечно пропадал на улице в поисках приключений и настоящих друзей. Тогда я ничего не знал ни о кадетах, ни о военных училищах. Сейчас-то я понимаю, что лучшим вариантом тогда для меня была бы трехлетняя ссылка в Суворовское или Нахимовское. По крайней мере, поток юной энергии был бы направлен в нужное русло, а не на те временами ненормальные и незаконные вещи, которые мы вытворяли пацанами. Хоть и неосознанно, я доказал старый тезис Платона. Он, кстати, и взят за основу всех юношеских военных училищ. Греческий философ говорил о том, что до 10 лет мужчина должен воспитываться в семье. После этого роль его воспитателя обязан взять коллектив ему подобных людей под присмотром взрослого мужчины. Причем дети дворян и новых русских в этом общежитии не имеют никаких преимуществ (кроме личностных качеств) перед простыми ребятами из детского дома. Это принципиально.
Первый такой эксперимент поставил Аристотель над Александром Македонским. Результат, как вы понимаете, был неплохой. То же самое происходит и в суворовско-нахимовских училищах. За три года самостоятельной жизни ребята получают правильные жизненные принципы и установки. Прежде всего они приучаются отвечать за свои поступки и проступки. Домашней железной двери, за которой можно спрятаться, и материнской опеки здесь быть не должно. Надо убирать за собой, хорошо учиться и ходить в наряды. Отмазки не проходят: не сделал уроки - не поехал домой в увольнение. Вероятно, поэтому, многие не выдерживают. "Воспитывают слабых детей, - говорит Валерий Зеленский, сын которого сейчас находится в Суворовском, - вот они и не выдерживают строгих порядков. Что ж, в военных училищах никто никого не держит. Не нравится - кругом марш!"
Несмотря на это, в Суворовское, равно как и в Нахимовское военно-морское училище, держится огромный конкурс. Те, кто проходит этот путь до конца, получают настоящих друзей, правильные жизненные понятия и силу преодолеть любые трудности. "До сих пор мы поддерживаем отношения с однокашниками - регулярно встречаемся, поздравляем с праздниками. Несмотря на то, что иногда случаются какие-то разногласия (вроде того инцидента на Горьковской), на дистанции отношения очень теплые. Если ты на сборах или в командировке встречаешь выпускника военного училища, можешь быть уверен - ты нашел друга. Он все тебе объяснит, расскажет и покажет".
1943 - 2???
21 августа 1943 года Совнарком постановил создать военные училища по образу и подобию кадетских корпусов царской России. Для этого Сталин отозвал с фронта всех офицеров, которые так или иначе имели отношение к царским корпусам: работали директорами или воспитателями. Как и в старое время, цель создания этих училищ заключалась в формировании государственной военной элиты.
Принципиальное отличие от прочих гражданских учебных заведений было в том, что кроме жесткой дисциплины ребятам преподавался ряд дополнительных предметов - от этики и эстетики до верховой езды и бальных танцев. Прошедшему эту школу воспитаннику открывалась дорога во все высшие военные заведения. "Приходя в них, - вспоминает заместитель председателя Московского суворовско-нахимовского содружества, - мы имели огромную фору перед ребятами с гражданки. Мы все знали об организации армейской жизни. Образования, которое дает Суворовское и Нахимовское, хватало на то, чтобы вполуха слушать лекции и сдавать экзамены на пятерку. Как правило, выпускники военных училищ сразу же получали лидерские позиции - становились командирами отрядов".
По статистике, в военных вузах учится десять процентов парней, закончивших в свое время военное училище. С момента основания из их стен вышло шестьдесят человек, впоследствии ставших Героями Советского Союза и России. "Однако это неполные данные, - говорит Валерий Петрович, - часть наших ребят работает в спецслужбах, и любая информация о них носит закрытый характер". Словом, все шестьдесят лет, которые прошли Суворовское и Нахимовское, доказывают их необходимость нашей стране. Несмотря на это, сегодня появились люди, желающие уничтожить единственный источник подготовки молодой военной элиты. "По данным наших коллег из спецслужб, - говорит Валерий Петрович, - три западных фонда начали финансирование некой российской организации для того, чтобы прикрыть военные училища. Пока, к сожалению, нет необходимых документов, с помощью которых можно было бы доказать этот факт и назвать имя организации вслух. Внешне это подведено под Конвенцию о правах ребенка. Хотя как об этом может идти речь, если каждый парень находится в военном училище на добровольной основе?"
Смотрите также:
- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Замминистра без погон →
- Кого убивали "большие люди"? →
- Хочешь в ВУЗ? Послужи! →