"Дни поздней осени бранят обыкновенно..." Да, мы, садоводы, именно так относимся к поздней осени и началу зимы. Если не браним, то уж наверняка скучаем, оглядывая сад и вздыхая о его былом великолепии. Где буйный цвет рододендронов и гортензий, где изумрудный наряд густой листвы, где яркие краски спелых плодов, куда подевались "багрец и золото" осенних нарядов? Все отцвело, отшумело, "отгорело". В предзимье у садовода нет даже привычных дел и забот, потому что все уже сделано: опавшие листья собраны в компостный ящик, срезаны стебли цветов, урожай уложен на надежное хранение, под зиму вскопаны грядки, укрыты теплолюбивые растения. Осталось ждать нового сезона в надежде, что все повторится вновь. Порой кажется, что делать уже совсем нечего.
НО В ЭТО ВРЕМЯ в саду есть один аспект, который может изменить унылое осеннее настроение. Это кора деревьев и кустарников. Она малозаметна для неподготовленного взгляда, но, когда утихнут все осенние краски, пытливый, неравнодушный взгляд настоящего любителя и коллекционера растений начинает различать то, что было скрыто под сиянием цветов и нарядом листьев.
Яркая и примечательная
В природной флоре средней полосы России есть целый ряд деревьев с яркой и примечательной корой. В первую очередь это два вида березы - береза бородавчатая (Betula verrucosa) и береза пушистая (Betula pubescens), белые стволы которых давно уже стали символом российских просторов. Это и наша обыкновенная сосна (Pinus sylvestris), желто-оранжевая кора которой особенно впечатляюще смотрится на солнечном свету. Благодаря ей сосна не раз являлась источником вдохновения для великих русских пейзажистов. Сосновые боры буквально горят в лучах вечернего солнца, и за это их в народе прозвали "краснолесьем", имея в виду и второй смысл слова "красный" - красивый. Целый ряд родных древесных пород отличается рельефной корой со своеобразной фактурой и набором неброских, но приятных, теплых красок. Стоит приглядеться к плодовым яблоням, колючему боярышнику (Cretaegus oxyacantha) и боярышнику кровяно-красному (Crataegus sanguinea) - их старая кора, шелушащаяся крупными пластинками и чешуями, образует запоминающийся рисунок. Стволы вязов, лиственниц, дубов и старых ив отличаются глубоким, красивым рельефом, причудливым сочетанием борозд и трещин. Если на такой коре поселяются мхи и лишайники, то внимательный взгляд способен увидеть здесь фантастические картины, похожие на заросли диких тропических джунглей с высоты птичьего полета.
Среди иноземных видов, способных расти в нашем климате, набор древесных растений с необычной корой, разумеется, больше. Среди них встречаются и такие, которые способны впечатлить даже совершенно равнодушного к растениям человека.
Необъяснимый феномен
По этой способности на первом месте стоит один из видов наших дальневосточных кленов - клен зеленокорый (Acer tegmentosum). Кора его ствола и скелетных ветвей окрашена в три цвета - серый, зеленый и белый. Контрастное переплетение продольных полосок этих красок придает клену постоянно праздничный и нарядный вид вне зависимости от сезона. Остается загадкой вопрос - зачем это данному клену нужно? Вероятно, для того, чтобы просто радовать взгляд, потому что дать рациональное объяснение этому феномену трудно.
Похож на зеленокорый клен его американский родственник - клен пенсильванский (Acer pennsylvanicum), но полоски коры имеют менее яркие, приглушенные цвета - темно-зеленый, серый и светло-серый. Полосатую кору на стволах и ветвях молодых деревьев имеют и некоторые другие виды кленов - клен полевой (Acer campestre), клен желтый (Acer ukurunduense), колосистый (Acer spicatum), мелколистный (Acer mono), клен нико (Acer nikoense). Однако сочетания цветов на поверхности ветвей таких деревьев совсем другие - это различные оттенки коричневого цвета, а также желтоватые и коричнево-оранжевые краски. Полосатая кора также у обыкновенного граба (Carpinus betulus) и ирги канадской (Amelanchier canadensis). У этих растений по темно-серому фону струятся светлые, серовато-бежевые полоски.
Есть деревья с необычным металлическим блеском. Этим отличаются два совершенно разных растения - береза аллеганская (Betula alleghanensis), обитающая в восточной части Северо-Американского континента, и черемуха Маака (Padus maackii), произрастающая в российских дальневосточных лесах и в Маньчжурии. Цвет и фактура коры вызывают прямую ассоциацию со старой медью или бронзой. В солнечный морозный день блеск ствола аллеганской березы буквально слепит глаза.
В целом иноземные березы в отношении цвета коры являются весьма оригинальными растениями. Среди них особо выделяются виды с телесно-розовой корой (например, береза японская - Betula ulmifolia var. japonica) или оранжево-розовой поверхностью, отслаивающейся завитками тонкой бересты (береза белая китайская - Betula albo-sinensis). Необычен ствол бумажной березы (Betula papyrifera) - он также покрыт широкими завитками, в самом деле напоминающими листы тонкой белой бумаги. Еще в двух американских видах, березе вишневой (Betula lenta) и березе желтой (Betula lutea), трудно узнать представителей этого рода.
У первой молодые ветки гладкие, темно-пурпурного цвета, а старая кора темно-серая, покрытая странным поперечно-полосатым рельефом. У желтой березы ствол очень лохматый, состоящий из чешуй и завитков желто-серого цвета. Наименее похожа на своих белоствольных европейских сестер береза даурская (Betula dahurica). Благодаря многочисленным мелким чешуйкам темно-серой коры ствол издали кажется обгоревшим, черно-пепельным.
Оттенки бархата
Другие представители богатой древесной флоры российского Дальнего Востока и Северного Китая также обладают уникальной корой. Своеобразны виды бархата - бархат амурский (Phellodendron amurense), бархат сахалинский (Phellodendron sachhalinense), бархат японский (Phellodendron japonicum). У этих деревьев кора глубокорельефная, при ближайшем рассмотрении напоминает фотоснимки горных систем, сделанные из космоса. При определенном желании здесь можно увидеть хребты с высокими вершинами и глубокие долины между ними. При этом кора бархатов мягкая, пробковая, с теплой, бархатистой на ощупь поверхностью. Интересен покров у маакии амурской (Maackia amurensis) - красноватая кора украшена красивыми завитками, придающими этому и без того необычному дереву неповторимый вид. Удивительна кора некоторых дальневосточных представителей семейства аралиевых: колючки калопанакса семилопастного (Kalopanax septimilobus) и аралии высокой (Aralia elata) не просто защищают, но и украшают эти растения, сочетаясь с теплым цветом коры и необычным рисунком, оставленным на ней черешками опавших листьев. Даже тополя на Дальнем Востоке (такие, как тополь Максимовича - Populis maximowiczii) имеют красивую, контрастную и очень пеструю кору.
Нельзя не заметить яркой поверхности ветвей некоторых кустарников. Хорошо знакомый белый дерен (Cornus alba) оправдывает свое название окраской цветков и плодов. Если же принять во внимание цвет молодой коры, то его следовало бы назвать дереном красным или даже алым. Любопытно выглядят молодые ветки некоторых видов бересклета (бересклет пробковый - Euonymus phellomana, бересклет священный - Euonymus sacrosancta). У них по зеленой гладкой коре вдоль стебля тянутся серые пробковые гребни. Еще более необычны ветви сумаха оленерогого (Rhus typhina). Если провести по ним рукой, становится понятно, отчего это растение получило свое название - кора сумаха сплошь покрыта густыми волосками и напоминает панты, молодые рога оленей.
Для знающего и неравнодушного человека сад поздней осенью и зимой по-прежнему остается красивым, живым, интересным, привлекательным. Отсутствие привычных забот дает возможность спокойно и сосредоточенно разглядывать любимый сад в новом ракурсе. В это время растения обнажены - нет украшений-цветов, нет одежды-листвы, нет наград-плодов, но есть нагота крон и коры. Это прекрасная нагота, которую так высоко ценят художники.