Вот НАТО пролетело - и ага...

   
   

Весеннее дыхание атлантизма в условиях нехватки витаминов

В СОЛНЕЧНЫЙ, но холодный апрельский полдень свободолюбивый народ Латвии вывалил на улицы и мосты Риги. Отмечали вступление страны в НАТО. Люди стояли на балконах, высовывались из окон. Некоторые особо отчаянные забрались на крыши. Публика с нетерпением ждала показа фигур высшего пилотажа бельгийскими летчиками, которые должны были пофорсить над Ригой, в 120 километрах от которой на литовском аэродроме Зокняй базируется с прошлой недели звено натовских F-16.

ОДНАКО показательные полеты не состоялись, что привело в расстроенные чувства столпившихся фанов военной авиации, которые в последние годы могли лицезреть в небе над городом лишь единственный двухмоторный транспортник L-410 латвийских ВВС. У народа натурально украли праздник, чего не скажешь об элите - в сейме Латвии слышался звон бокалов, президент Вайра Вике-Фрейберга фотографировалась с патриотически настроенными горожанами у памятника Свободы, а вечером на бывшем советском военном заводе, переделанном в клуб "Фабрика грез", шла разухабистая тусовка с участием рок-групп.

Латышские стрелки в Афганистане

РЕАЛЬНО же вступление Латвии в альянс обещает ряд не самых приятных новаций. Во-первых, отныне заграничные миссии для военнослужащих страны более не будут добровольными. И если для участия в пяти проводившихся до этого операциях (Ирак, Косово, Македония, Босния, Афганистан) с грехом пополам набрали 250 волонтеров, то в будущем отправлять начнут по приказу. В качестве ближайшей перспективы эксперты называют отправку латвийского боевого контингента в Афганистан (пока там находится лишь группа военных медиков).

Во-вторых, хотя военное руководство страны клянется и божится, что постоянных военных баз НАТО в Латвии не будет, юридически же сейм уже давно принял порядок их размещения в стране. Сегодня проходит срочная реконструкция портов и аэродромов Латвии для приема союзных сил - и это вызывает далеко не дружеские чувства у многих русскоязычных латвийцев, которые в свое время были связаны с Советской армией и ВПК и "через это" лишились определенных прав (отставные военные не могут претендовать на гражданство, им не засчитываются приватизационные сертификаты).

В-третьих, весьма авторитетные издания страны, например официозная газета "Диена", уже всерьез обсуждают шансы проявлений исламского терроризма в Латвии. Да-да, удивляться нечему, исламская община в стране есть, и она растет в первую очередь за счет прибывающих в Ригу студентов и официально трудоустроенных жителей Европейского союза. Сегодня уже можно встретить на улице Старого города девушку в исламском хиджабе или старца в широких штанах. Провинциальные рижане с ужасом ждут экспансии иноземцев после расширения Европейского союза и не стесняются при этом в неполиткорректных выражениях.

Соль, спички, керосин

ВСЕ это происходит на фоне легкой потребительской паранойи - в стране были отмечены перебои с обыкновенной поваренной солью. Пошли слухи, что в ЕС будет разрешено употребление только йодированной соли, от которой якобы взрываются банки с огурцами. Так как в самой бедной из стран - кандидатов в ЕС Латвии консервированием продуктов занимается две трети населения, цены на украинскую соль взлетели на 300%. Кто-то пытался скупать сахар и уксус - но в итоге бедняки не смогли подорвать потребительский рынок страны, уж слишком быстро у них кончились немногие накопленные латы...

Кстати, эта национальная валюта страны по-прежнему остается одной из самых "тяжелых" в Европе - он стоит дороже евро. Только что Банк Латвии объявил о выпуске новой монеты - с грибом-боровиком. Через четыре года, в 2008-м, когда страна перейдет на евро, найти ее можно будет разве что в сувенирной лавке - но каким тогда станет соотношение цен в стране? Перед вступлением в Евросоюз впрок не закупишься, не напьешься, не заправишься на бензоколонке.

Судьбоносная дата присоединения к ЕС - 1 мая - все ближе, и апокалипсические ожидания сменяются легкомысленным пофигизмом. Люди устали бояться и стараются жить повседневными заботами. К тому же обычная весна позволяет видеть вещи в не столь мрачном свете. Да, тонко же в Брюсселе рассчитали дату расширения!

Рафик, Юрмала, шпроты... или Чем пахнет "Газпром"

Курорт Юрмала (на Рижское взморье ежегодно приезжали около 6 млн. отдыхающих со всего Союза).

"Рафик" - скорая помощь и маршрутка (завод РАФ был единственным производителем микроавтобусов в СССР).

Электрички и трамваи всемирно известного завода RVR.

Фильмы Рижской киностудии "про иностранную жизнь" с ее чистыми улицами и ухоженными лицами ("Театр", "Мираж", "Долгая дорога в дюнах" и др.).

Приемники и магнитолы ВЭФ, на которых днем проигрывали пластинки "Мелодии", а по ночам крутили ручки настройки в поисках "Голоса Америки".

Дефицитные духи "Дзинтарс" (запасной вариант для тех, кто не достал еще более дефицитных французских "Клима" и "Фиджи").

Рижские шпроты в масле (в продуктовых наборах к праздникам - обязательное наименование).

Конечно, рижский бальзам на душу.

Ну и напоследок - вечные рассказы о том, как в Латвии демонстративно отказываются понимать приезжих, обращающихся с вопросом по-русски. На личном опыте это обычно не подтверждалось - во всяком случае, в Риге. Впрочем, смотря как спрашивать...

РАФ - упала, ВЭФ - пропала...

ЧТО осталось, что кануло в историю вместе с развалившимся Союзом? Флагманы латвийской промышленности - гиганты РАФ и ВЭФ пали жертвой экономической самостоятельности и независимости от "центра" с его финансированием и крупными заказами. Огромные съемочные павильоны "советского Голливуда" опустели - простаивают в ожидании лучших времен. Чего нельзя сказать о производстве рижского бальзама и прочих крепких напитков, предприятие Latvijas balzams - лидер на рынке алкоголя в Прибалтике.

АО "Дзинтарс" имеет сеть фирменных магазинов во многих бывших сестрах-республиках. Российский "Газпром", например, отоваривается латвийской косметической и парфюмерной продукцией на 50 тысяч долларов разом - на подарки сотрудникам. В общем, "Дзинтарс" с "Пламенем любви" и "Тайной рижанки" в багаже бодро шагает в объединенную Европу. Выплыли и шпроты, несмотря на немалые трудности, касающиеся рыбной промышленности Латвии, и даже без масла не остались.

Свет далеких звезд

КАРДИНАЛЬНО изменилась Юрмала. Введение визового режима для россиян сказалось в первую очередь на столь любимом многими курорте. Песчаные пляжи Рижского взморья некогда были до отказа забиты советскими трудящимися и интеллигенцией, которых не пугала перспектива просидеть весь отпуск в свитере: Прибалтику любили вместе с ее погодой. Сейчас Юрмала - скорее даже не курорт, а дорогое предместье Риги, с виллами- коттеджами у моря. (В аренду? Милости просим, 3 тысячи долларов, "виза гарантируется"). В гостиницах и санаториях останавливается порядка 60-70 тыс. отдыхающих. В сезон на Рижском взморье по-прежнему "звездновато" - деятели российского шоу-бизнеса разного уровня не прочь и отдохнуть, и денег заработать - концертный зал "Дзинтари" предлагает богатую программу. После многолетнего застоя Юрмала потихоньку оживает.

Чужие

ВОПРОС русскоязычного населения уже не стоит так скандально остро, как в начале 90-х, когда "Оккупанты - вон!" заглушало все остальное. Но проблема остается. Русские составляют половину населения Риги, всего же в стране около полумиллиона жителей с непонятным статусом: неграждане. Сами себя они сокращенно называют "негры". А в паспорте и вовсе написано по-английски "аlien" (в переводе с английского "ненатурализованный", а также - "чужой"). Так "неграждане" стали зваться еще и инопланетянами-пришельцами. В отличие от граждан, те, которые ими не являются, не имеют ряда прав и привилегий, доступа к некоторым профессиям, хотя и проживают на территории страны с тех пор, когда ее на политической карте мира и вовсе не было. Хуже всего пришлось старшему поколению: и выучить латышский в нужном для получения гражданства объеме для них практически нереально, и чувство обиды за эпитеты вроде того же "оккупанта" испытывать горько...

Психолог, биолог и искусствовед у руля

Вайра Вике-Фрейберга, президент государства