Летные инструкции пишутся кровью

   
   

РАССЛЕДОВАНИЕ причин столкновения Ту-154 и "Боинга" 2 июля 2002 года в районе Бодензее закончено. Но виновные в трагедии будут названы не скоро. Комиссия лишь сделала окончательные выводы: как произошло столкновение и что именно послужило причиной. В связи с результатами расследования были разработаны рекомендации всем сторонам, так или иначе имеющим отношение к происшедшему, - чтобы не допустить повторения трагедии в будущем.

"МЫ не занимаемся вопросами вины и наказания", - руководители Федерального ведомства по расследованию авиапроисшествий (ФВРА) неоднократно подчеркивали это в своем докладе. Этим будут заниматься прокуратура и суд. Как долго - пока предсказать невозможно".

Сразу же после оглашения причин катастрофы в Брауншвейге (Германия) последовало заявление "Скайгайда": "Авиадиспетчерская служба "Скайгайд" берет на себя полную ответственность за допущенные ошибки и просит прощения у всех семей погибших". Покаяние "Скайгайда" при этом не означает, что компания уже признана виновной. И победные сообщения в ряде средств массовой информации о том, что "Скайгайд" принял на себя "полную ответственность за катастрофу", мягко говоря - вольная трактовка заявления дирекции компании. Во всяком случае, с юридической точки зрения.

В качестве первой (во временном отношении) непосредственной причины катастрофы ФВРА называет то, что диспетчерский центр в Цюрихе не заметил вовремя опасности схождения на одном эшелоне (высоте. - Ред.) двух самолетов. Указание снижаться было отдано самолету Ту-154 в тот момент, когда предписанное инструкцией расхождение по высоте с "Боингом 757-200" уже невозможно было обеспечить.

Согласно комментариям ФВРА, сама по себе эта причина привести к катастрофе не могла, только в совокупности со второй причиной.

Вторая непосредственная причина: экипаж Ту-154 последовал указанию диспетчера и начал снижаться, продолжая снижение и после того, как бортовая система предупреждения столкновений (TCAS II) потребовала набора высоты. Таким образом, был произведен маневр, противоположный указанию TCAS.

Следующие причины ФВРА определило как систематические - отдельно взятые, они не привели бы к катастрофе, но тем не менее в данном случае также были звеньями злополучной цепочки обстоятельств. Вот некоторые из них:

- интеграция TCAS II в систему движения воздушных судов была недостаточной. Правила работы с TCAS II, опубликованные ИКАО (Международной организацией гражданской авиации. - Ред.) и национальными службами ГА, а также инструкции и указания по эксплуатации со стороны производителя и авиакомпаний не являлись едиными, доработанными, а частично и противоречили друг другу;

- руководство и менеджмент диспетчерского центра в Цюрихе в течение нескольких лет позволяли работать ночью во время низкой интенсивности движения только одному диспетчеру, в то время как второй, также несущий смену, отправлялся на отдых.

Слушать землю или прибор?