КАК и 700 лет назад, из Германии в Россию лучше всего плыть морем. Мимо балтийских берегов...
СРАВНИТЕЛЬНО недавно, каких-нибудь 12 лет назад, в странах Балтии царила эйфория по поводу перспектив в области автотранзита. Дорога Е-67, звучно называемая "Via Baltica", должна была, как представлялось, связать Финляндию и Петербург с Германией. Даже в просвещенных "европах" полагали, что именно эта дорога станет одним из "локомотивов" экономик будущих балтийских членов Евросоюза.
Увы, не сложилось... В настоящий момент русский транзит накрепко держит Финляндия: морской путь в сочетании с финскими дорогами остается гораздо популярнее всех иных вариантов, а "Виа Балтика" оказалась слабозагруженной дорогой местного значения.
Сейчас из Ростока в Германии огромный автопаром идет 20 часов до финского порта Ханко. Чуть дольше - из Травемюнде в Хельсинки. Из недр морских левиафанов отдохнувшие и выспавшиеся водители выгоняют бесконечные трейлеры, автобусы и автовозки. Последних только из Ханко к российской границе, до которой 4 часа езды, уходит более 200 единиц в сутки. По официальным данным, в этом году транзит новых автомашин в Россию через порт Ханко превысил объемы поставок для финского рынка. Дорога к российской границе пестрит рекламой на русском языке, а продавцы гордятся знанием "великого и могучего".
Для россиян пересечение финской границы означает попадание в шенгенскую зону. Далее - никаких проблем. А вот если кому захочется отправиться в Европу по "Виа Балтика", то на данный момент придется оформить латвийскую и литовскую, польскую и шенгенскую визы... Что стоит и нервов и денег.
Может ли "Виа Балтика" возродиться, если, например, Польша и страны Балтии вступят в "Шенген"? Очень сомнительно. Из-за того что Е-67 проходит через множество населенных пунктов, во многих местах она просто узкая и извилистая, средняя скорость движения на ней (если мало-мальски соблюдать правила) не превышает 50-60 километров в час. Автобус из Таллина в Берлин идет около 25 часов - без ночевки и длительных остановок. Если ехать на легковушке, то потребуется отдых в мотеле, скорее всего, в Восточной Польше. Таким образом - как минимум 33-35 часов дороги. Примерно столько же - если ехать в Берлин через Латвию из Питера. Но, с одной стороны, сложная дорога, с другой, - 20 часов отдыха на комфортабельном пароме.
В прошлом году европейские специалисты пришли к выводу, что в регионах со слаборазвитой дорожной сетью и "редким" населением целесообразнее развивать водное сообщение - по морям и рекам. А это означает, что в регионе Северной Балтики основным транспортом в Европу, как и в ганзейские времена, останутся корабли...