Голландские сады и русский царь

   
   

ДЛЯ хозяина замка Неерканне визит русского царя Петра Первого закончился фатально: следуя строгому протоколу, он вынужден был стоять на холодном ветру перед высоким гостем не только без шляпы, но и без парика. В итоге великий генерал скончался... от простуды.

Прообраз русского Петергофа

БАРОН фон Допфф (1650-1718) остался в памяти потомков не только как воин, царедворец и губернатор Маастрихта, но и как создатель прекрасных садов Неерканне - памятника истории и архитектуры, сегодня находящегося под охраной ЮНЕСКО. Когда-то ими любовался Петр I. Согласно легенде, он задумал Петергоф, вдохновившись именно Неерканне. Спустя три столетия восстановлением скульптур на четырех террасах сада занимается русский скульптор Александр Таратынов.

Сидя у камина в огромном покрытом панелями из тисненой кожи зале дворца, нынешний владелец Неерканне - известный голландский предприниматель и реставратор господин Камиль Ооствейгл с удовольствием рассказывает о "третьем рождении замка Неерканне" и о "русском присутствии".

Спустя 300 лет после визита Петра замок находился в полном обветшании, а от садов в прямом смысле слова остались одни воспоминания. Они считались красивой легендой, пока в руки г-ну Ооствейглу не попала старинная книга с литографией садов. "Скептики продолжали настаивать, что это просто рисунок-фантазия. Я был уверен, что это правда".

Сначала отреставрировали дворец, которому была возвращена его первоначальная функция - роскошной резиденции для развлечения важных гостей: в нем открыли ресторан. Затем начался поиск убедительных доказательств существования садов. Археологическое исследование было доверено Делфтскому техническому университету. "С самого начала раскопок мы получили огромное количество доказательств, что сады-террасы и пруды-фонтаны существовали, - продолжает г-н Ооствейгл, - поэтому я сразу начал думать об организации реставрационных работ".

Скульптор Александр Таратынов, выпускник Института им. Сурикова, автор многих памятников историческим личностям, установленных в Европе, считает, что стал участником реставрации садов шато Неерканне благодаря... Петру Первому.

- Нынешний владелец Неерканне увидел мою работу - восковой бюст Петра на выставке в Маастрихте - и сразу же сделал заказ. Мы поехали смотреть шато, и он представил мне небольшую старинную гравюру с изображением садов, где были видны малюсенькие фигурки скульптур. Господин Ооствейгл тогда и сам не знал, что это за персонажи. Одна из скульптур была Меркурием, другая то ли Дианой, то ли Флорой. В конце концов выяснили, что все-таки Флора. Все скульптуры я отливал в России, в моей мастерской. Отдельные детали, в частности венок из полевых цветов, - особенно сложная часть работы, почти ювелирная.

Когда установили бюст Петра и другие скульптуры, стало очевидно, что нельзя обойти и самого хозяина и создателя садов - барона фон Допффа. К счастью, сохранились его портреты, на основании которых я работал. Композиция с Бахусом - напротив, свободная вариация на тему фонтанов в барочных садах, потому что никакого точного описания до наших дней не дошло. Изображение большого фонтана на пятой террасе имеется, но, увы, его не хотят восстанавливать.

Как найти рисунки Петра I?