Умерли, не успев родиться

   
   

ЛЕСНОЕ кладбище In den Kisseln - самое большое в Берлине (район Spandau) - действует с 1886 г. Величаво встречают пришедших сюда старые сосны, дубы, березы. Птицы поют не переставая. Белки прыгают с деревьев на землю. Иногда можно встретить косуль и даже кабанов.

ЗДЕСЬ около 70 тысяч могил, среди которых и старинные изысканные склепы с выгравированными на гранитных памятниках именами, фамилиями и профессиями умерших, и аккуратные - "стандартные" - захоронения с небольшими надгробными плитами, и братские могилы погибших в Первой и Второй мировых войнах. А с 1998 года на этом кладбище в анонимной общей могиле хоронят детей, которые умерли еще в материнской утробе...

Из рук Божьих в руки Божьи

У НЕБОЛЬШОЙ старинной капеллы в центре кладбища собрался народ. Человек около пятидесяти. Мужчины и женщины в черных траурных одеждах, молодые и пожилые, стоят небольшими группами - кто с цветами, кто с разноцветными плюшевыми игрушками в руках. Это родители, бабушки и дедушки, пришедшие в солнечный весенний день на похороны своих детей, которые умерли, еще не успев родиться...

Колокольный звон зовет прихожан в капеллу. В небольшом помещении стоят цветы в корзинах. На полу на красном бархатном покрывале - игрушки. Католический и протестантский священники по очереди произносят траурные речи, поминают тех, кто "пришел и ушел, оставляя легкий след, - из рук Божьих в руки Божьи". Пришедшие зажигают свечи. Звучит органная музыка. Женщины плачут. Затем все вместе направляются к братской могиле, расположенной в центральной части кладбища. Взявшись за руки, читают молитву, потом по очереди горстями бросают в могилу землю, возлагают цветы, оставляют игрушки...

После похорон всех желающих приглашают на поминки. В ресторане по соседству столы накрыты к чаю, в помещении играет тихая музыка. Родители знакомятся друг с другом.

Во главе стола сидит немолодая брюнетка. Фрау Анне Хайн - заместитель директора одной из берлинских евангелических больниц Waldkrankenhaus. Она рассказывает:

- В конце 90-х берлинский сенат принял постановление о том, что недоношенные дети весом менее 500 граммов, умершие в утробе матери или сразу после рождения, должны быть похоронены в анонимных братских могилах, а детей весом более 500 граммов положено хоронить по общим правилам.

Место на кладбище - склеп, в который помещается до 200 урн, и старинную ограду с памятником мы получили в подарок от сената в 1998 году. Памятник и ограду отреставрировали собственными силами. Я взяла на себя организацию. Я ведь и сама в 1971 году потеряла ребенка. Только тогда еще наших детей не хоронили.

Верена Хесс работает в протестантской церкви клиники Charite Benjamin Franklin. "Мы предлагаем всем родителям, дети которых родились мертвыми, бесплатные услуги погребения. К сожалению, на похороны приходят не все. Кто-то не может по тем или иным причинам, кто-то боится боли переживаний. Вот и сегодня мы хоронили прах более 60 недоношенных детей. На похороны пришла лишь треть родителей. Но что делать? Мы молимся и за тех, кто не смог или не захотел прийти, и за их детей..."

Наши дети здесь не одни...