Паата Бурчуладзе: "Я русский бас, и для меня это большая честь"

   
   

ВЕЛИКИЙ маэстро Караян назвал его в свое время "вторым Шаляпиным". Восхождение Пааты БУРЧУЛАДЗЕ на оперный олимп было стремительным. В прошлом году он отметил свой творческий юбилей - 25 лет на оперной сцене: четверть века работы в лучших театрах мира с самыми выдающимися дирижерами и певцами современности. А в этом году у Пааты еще одна круглая дата: знаменитому басу исполнилось 50.

- НА МИРОВОЙ оперной сцене вы представляете русскую, грузинскую или итальянскую школу?

- Я учился у русских педагогов. И по всему миру пропагандирую русскую вокальную школу, русскую классическую музыку. И на Западе, и в России, и в Грузии я русский бас, и это для меня большая честь.

- Отличается ли публика в разных странах?

- В России она, я бы сказал, более доброжелательна. Там скорее готовы простить певцу слабость или неуверенность. Особенно возмущаться и "букать" не будут, как это делают итальянцы, - просто будут мало аплодировать. На Западе, конечно, публика беспощадная, особенно когда премьера.

- ВАША карьера началась, когда вы были совсем молоды. Это необычно для оперного певца. А уж молодых басов вообще, казалось, не бывает в природе. Кстати, почему? Вот заканчивает певец консерваторию. А потом такое впечатление, что его где-то выдерживают, как коньяк, много лет, и вот он появляется в Большом театре уже в достаточно преклонном возрасте.

- Трудно сказать про других. В консерваторию я поступил в 16 лет, это действительно очень редкий случай для баса. В 23 года поехал стажироваться в Италию. Не так давно я пел Бориса Годунова в Большом, партию Варлаама исполнял Александр Ведерников, и пел он потрясающе, я до сих пор не могу забыть... В том году ему исполнилось 75. Для баса возраст не проблема, даже наоборот.

- Ваши "коронные" партии - Борис Годунов, Хованский, Досифей: квинтэссенция всего русского. Как воспринимает западная публика, например, "Хованщину"? Ведь это, как говорит в немецкой рекламе брат Кличко с томом Толстого на животе - "Schwere Kost" ("тяжелая, трудноперевариваемая пища" - нем.).

- "Борис Годунов" - это вершина не только русской оперы, но и всего большого мирового репертуара. Певец должен до партии Бориса "созреть", иметь вокал уже на таком уровне, чтобы он мог думать только об образе, понимать его. А иной раз выходит бас и поет Бориса так же, как Филиппа Второго в "Дон Карлосе". Да, оба - правители, оба страдают, и у того и у другого есть сын. Но ведь это абсолютно разные страдания! Что касается "Хованщины", это также шедевр мировой оперы, но, конечно, она менее популярна на Западе, чем "Борис Годунов". Хотя уже очень часто ставится во многих крупных оперных театрах. Маленький театр не может поставить такую мощную оперу.

В моде голые на сцене