Убил и... не съел

   
   

ПОЖИЗНЕННОЕ заключение - так решил на прошлой неделе суд Франкфурта-на-Майне в результате пересмотра дела "каннибала из Ротенбурга" 44-летнего Армина Мейвеса (на фото), который в 2001 году убил, расчленил и частично съел берлинского инженера - по просьбе и с полного согласия последнего.

КАННИБАЛИЗМ является крайне редким феноменом, считают психиатры. И тем не менее за последние три года в Германии кошмарный прецедент оказался не единственным.

Не справился с желаниями

5 ОКТЯБРЯ 2004 г. безработный маляр из Берлина Ральф М. (41 год) познакомился через Интернет с 33-летним учителем музыки. На третьем свидании - у себя дома - "не справившись с каннибалистскими желаниями", как указано в материалах дела, он зверски убил учителя отвёрткой, несмотря на сопротивление и мольбы о пощаде, расчленил тело садовыми ножницами, но осуществить свой план - съесть жертву - не смог: "возникло отвращение...". Внутренние органы убитого Ральф М. скормил своим кошкам. А к вечеру того же дня сдался полиции.

Процесс над осуждённым прошёл год назад в Берлине. Приговор: 13 лет тюремного заключения с интенсивным стационарным лечением в психиатрической клинике. Психиатр, проводивший по решению суда экспертизу и поставивший диагноз заключённому, подчеркнул его особую опасность для окружающих. В эксклюзивном интервью "АиФ. Европе" доктор Александер Бёле рассказал о том, каковы шансы совершения повторных преступлений в таких случаях, а также о роли СМИ и Интернета в реализации извращённых фантазий больных людей.

- Живёт себе человек 40 лет, работает, ничем, казалось бы, особым от других не отличаясь, и вдруг его переклинивает на такой кошмар. Как это можно объяснить?

- Часто нарушения личности лежат настолько глубоко, что их с трудом можно распознать. То есть внешне больной полностью интегрирован в социальную жизнь, и никто не может предположить, что он болен. Долгое время всё, казалось бы, в порядке, пока в какой-то момент не возникает критическая ситуация, и тогда отклонение начинает господствовать. Какая-то случайность, внешне невидимая, может привести к взрыву.

Вылечат не всех

- РАЛЬФ М. осуждён на 13 лет. А что потом?

- Трое врачей и один эксперт после окончания срока осуждения будут проверять его психическое состояние. Во время заключения преступник ежегодно обследуется. Лечащий врач пишет отчёт, в котором сообщает, возможны ли, по его мнению, ослабления в режиме. Социальные работники тюрьмы также пишут отчёты, где сообщают своё мнение. Это процесс, в котором принимают участие множество специалистов - иногда до 20 человек. Специальный отдел в суде проверяет, как долго больной должен находиться под стражей. Один врач не решает, может ли такой пациент, как Ральф М., выходить из заключения или нет. Как я подчеркнул на суде, опасность, что осуждённый снова повторит преступление, высока. Но у каждого заболевания существует своя собственная динамика. Способность оценить, как далеко больной может зайти в своих фантазиях, ограничена. Посмотрим...

- Излечимы ли, исходя из вашего опыта, заболевания, приводящие к совершению преступлений на сексуальной почве?

- Для 70-80% больных, подвергающихся длительной терапии, лечение оказывается успешным. Криминальная статистика показывает, что лишь 25% преступников, совершивших преступления на сексуальной почве, после терапии совершают их повторно. В 30-е годы считалось, что нарушения личности неизлечимы. С того времени психоанализ добился высоких результатов. Сегодня мы знаем, что многие личностные отклонения поддаются терапии. В конце концов, нам известно, что только у небольшой группы лечение не приносит результата, как и в случае с Ральфом М., в котором я вынужден был признать, что это крайне трудный путь - излечить подобного пациента. Но попытка необходима. Я убеждён в том, что многие не совершили бы преступлений, если бы прошли лечение. Но безусловно также, что те, кто терапии не поддаётся, должны находиться в изоляции. Дверь на замок. До свидания...

Опасен ли Интернет?

- АДВОКАТ Ральфа М. на суде в своей речи в защиту заключённого сделал акцент на пагубной роли Интернета в эскалации его заболевания. Каково ваше мнение на этот счёт?

- Мы помним из философии, что нож может применяться как для положительных, так и для отрицательных целей. В зависимости от того, какие действия вы с его помощью совершаете. Безусловно, в Интернете можно найти многое из того, что здравомыслящий человек находит опасным и криминальным. Но в конце концов, психически больной человек и без этого может найти реализацию своих больных желаний. Один из моих пациентов, страдающий педофилией, регулярно ходил на детскую площадку, выискивал детей и не успокаивался до тех пор, пока не достигал желанной цели... Несмотря на то что гомосексуализм в Советском Союзе преследовался по закону, в СССР - я уверен - было не меньше гомосексуалистов, чем в Европе. По статистике, несмотря на рост в Германии связей, возникающих благодаря интернету, преступления, совершаемые на сексуальной почве, снижаются ежегодно на 0,65%. По сравнению с другими странами Германия - благополучная в этом смысле страна. Я совершенно согласен с тем, что сайты, пропагандирующие детскую порнографию, насилие и другие извращения, нужно уничтожать, а преступников наказывать. Но обвинять Интернет в совершении преступлений мне кажется ошибочным.

- Мейвес, "каннибал из Ротенбурга", стал своего рода "звездой" - даже фильм о нём сняли, не говоря уже о постоянном смаковании подробностей дела в прессе и на ТВ. Не считаете ли вы это своего рода "рекламой" каннибализма?

- Бульварная пресса вот уже 200 лет существует в том виде, в каком она имеется и сейчас. Один из моих учителей радовался тому, что есть жёлтая пресса. Люди не стали бы читать о преступлениях, если бы они были обычным явлением, присутствовали в их повседневной жизни. Пока у общества есть к этому интерес, всё в порядке. Иногда "псевдосерьёзные" статьи, когда журналист не понимает, о чём пишет, - гораздо опаснее для читателя, чем сообщения в жёлтой прессе. К примеру, тексты в Bild Zeitung, как правило, короткие и чёткие. Заголовки, правда, не самые умные, а в смысле подачи информации, на мой взгляд, в бульварной прессе всё в порядке.

Смотрите также: