Женщина-труженица или мать-ехидна?

   
   

МИНИСТР ФРГ по делам семьи Урсула фон дер Ляйен, доктор медицинских наук, мать семерых детей, выступила с планом утроить количество мест в яслях. Германия вздрогнула баллов на 7 по шкале Рихтера. Уже несколько недель страну продолжает трясти.

НЕПОСВЯЩЁННОМУ в тонкости немецкого дошкольного воспитания и отношения общества к этому вопросу не понять ни важности предложений министра, ни бури, которую они вызвали.

Страсти по яслям разгорелись и правда нешуточные. Один из католических епископов обвинил Урсулу фон дер Ляйен в том, что её идеи превращают женщину в машину- "деторожалку". В плане развития системы заведений для детей до трёх лет усмотрели угрозу "ГДР-изации". Ясли обозвали "аутсорсингом" и возмутились, почему налоги одних должны идти на то, чтобы позволить другим безответственным мамашам зарабатывать. Кардинальное мнение антиясельников высказано анонимно на одном из интернет-форумов так: мать, которая даже маленького ребёнка собирается как можно скорее выдворить на "госхранение", не должна рожать вообще. Индекс цитирования выражения "мать-ехидна" (по-немецки в буквальном переводе "мать-ворона") превысил все санитарные нормы.

История вопроса

ВООБЩЕ-ТО именно немцы были пионерами дошкольного воспитания. В XIX веке в Германии открылись первые ясли, даже в Америке первый детский сад создала немка, и до сих пор в США его называют заимствованным словом "Kindergarten".

Особенное распространение детсады и ясли получили во время и после Первой мировой войны - женщинам нужно было работать. Однако позже, в кризис 20-х годов, они почти все закрылись, не было ни средств для финансирования, ни необходимости - работы не хватало даже для мужчин.

Война миров

ПОСЛЕ Второй мировой войны в ГДР была создана повсеместная сеть дошкольных учреждений, молодым матерям к станку - не возбранялось, а очень даже соответствовало. Опять же - равноправие. Ну и, конечно, ясли-сады рассматривались как часть системы образования и коллективистского воспитания. В Западной Германии ровно наоборот пропагандировался идеал буржуазной семьи с мамой-домохозяйкой. Более того, при канцлере Аденауэре в первые десятилетия после войны замужняя женщина могла устроиться на работу только с согласия мужа. Небольшое количество яслей работало только для матерей в особо тяжёлой ситуации.

Малыш, отданный в ясли, - сигнал неблагополучия в семье, показатель низкого социального уровня и достатка - это клише живо и по сей день. А для мам, которые, вместо того чтобы сидеть дома и воспитывать порядочных граждан, отдали детей в ясли-сад и пошли работать, имеется специальная "бирка" - Rabenmutter. По-нашему - мать-кукушка, она же ехидна.

Конституция ФРГ гарантирует родителям неограниченное право на воспитание детей, которое отнесено к основополагающим - как право на жизнь или право частной собственности.

Поэтому в дошкольных заведениях в Германии занимаются, упаси господи, не воспитанием - нет, это называется "присмотром за детьми". Максимальная степень вмешательства - "поддержка" родителей и детей.

После воссоединения Германии количество ясельных мест в бывшей ГДР сократилось почти в три раза. В западных землях несколько выросло: если в 1990 году на 100 малышей до трёх лет было 1,1 места в яслях, то к 2002 году - "целых" 2,4.

В Германии несколько типов детских учреждений. Для детей до 3 лет (иногда с разделением на совсем маленьких, ползающих и ходячих) - это Krippe, ясли. В них, согласно Евангелию, лежал маленький Христос, а изображение окружённого заботой младенца в хлеву - любимый рождественский мотив сентиментальных немцев. Именно в буквальном переводе с немецкого слово "ясли" стало и по-русски употребляться в значении детского учреждения и практически потеряло смысл кормушки для скота.

Для детей от 3 до 6 - Kindergarten, детский сад. Для тех, кто старше 6, то есть школьников, - Hort, подобие нашей "продлёнки", только не при школе, а отдельно.

С 1996 года немецкий закон о защите детей и юношества зафиксировал право каждого ребёнка с полных трёх лет и до школьного возраста на место в детском саду. Однако не всё так просто. Во-первых, под "местом" понимается пять дней в неделю по 4 часа, обычно до обеда. Право на полный день, а также ясли для детей до 3 лет и "продлёнка" для школьников законом не гарантированы. Во-вторых, в законодательстве федеральных земель обычно оговорены дополнительные условия, чаще всего место предоставляется, только если оба родителя работают, или работающей матери-одиночке. На практике это приводит к замкнутому кругу - не устроиться на работу, потому что ребёнка оставить не с кем, а в садик не берут, потому что "так вы ж не работаете, вот и сидите с ним дома".

Обычно большая часть расходов дошкольных учреждений оплачивается из муниципальных и земельных бюджетов. Остальное - благотворители и родители. Плата за садик разнится в зависимости от дохода семьи или количества детей. Для самых малообеспеченных - нередко и вовсе бесплатно, максимальная ставка для хорошо зарабатывающих родителей - около 300 евро в месяц. Речь только о "нормальных" садиках, не о частных заведениях с музыкой-иностранным-йогой-балетом.

Записываться в детсад нужно заранее. И если родители хотят не какой-нибудь, а ближайший или лучший садик, ожидание может длиться даже год и больше. Ещё хуже обстоит дело с яслями. Например, в Мюнхене места есть для 10% малышей, ещё столько же - в очереди. Два человека на место - во многие вузы конкурс меньше. Приём через полгода после подачи заявления - считайте, повезло. Обычно заранее предупреждают - минимум год. То есть получается абсурд - чтобы ребёнка отдать в ясли, записываться надо ещё до зачатия.

Дети в складчину