- ПОМНИШЬ главный хит прошлого сезона?
-Сразу хочу оговориться, что песня "Элис" для меня - исключение. Просто друзья-журналисты постоянно упрекали за то, что не написал ни одной кавер-версии: все поют чужие песни, а я - нет. Я никогда не любил группу "Смоуки", я любил группу "Лед Зеппелин", но пошел от противного, и все получилось.
Это была шутка, игра, все находились в порыве веселой, ни к чему не обязывающей импровизации. Поэтому я пережил шок, когда эта песня получила такой бешеный резонанс, ее популярность - плохой симптом.
- "Звездой" себя почувствовал?
- Ни капельки. Чтобы было понятно мое отношение к "звездности", могу рассказать такой случай. Прихожу в питерский клуб авторской песни, где есть тусовка молодежи, которой нравятся мои песни. Сижу, пою. Зашел какой-то человек, почти случайно. Подошел ко мне и говорит: "Вы знаете, у меня душа съежилась, мне стало холодно и очень больно, а потом стало теплеть и теплеть. Такого у меня никогда не было, чтобы так теплело". Он мне все это рассказывает, а я представляю себе происходящее на ментальном уровне: он получил некий заряд, значит, все это - не зря. Я тогда совершенно искренне ему сказал: "То, что ты сейчас говоришь, - для меня ценнее, чем если Алла Пугачева крикнет на всю страну, что Михаил Башаков - это круто".
Кстати, поэтому я до сих пор редко отказываюсь, если зовут где-нибудь поиграть, пусть даже бесплатно, - беру гитару и иду. Будучи звездой, очень трудно оставаться в причине и все время начинать с нуля - и песню, и день, и концерт.
- Твои песни, которые крутят по радио, кажутся попсовыми по сравнению с реальным Башаковым на сцене.
- Говорят, Башлачев имел большие проблемы на студии, потому что никак не мог спеть нормально перед микрофоном - нужен был зал. Он раздевался догола в студии... Все действительно так, ты имеешь общение ни с чем, с микрофоном, все опосредованно. Даже великие музыканты не всегда и не везде хорошо получались в записи, потому что там труднее передать энергию, чем на концерте. Надо перестраиваться, а для этого нужны не только грамотные исполнители, но и грамотные звукооператоры. Или просто больше денег.
- Я знаю, что в тяжелые времена тебе и в кабаках приходилось играть.
- Тяжело там, совсем не то место, если в песне важны слова. Иногда непосредственность так пробивает, что люди начинают слушать. Однажды была компания "новых русских", которых так проняло, что они нам пива заказали. Еще местные телки тогда нам жаловались, что под нашу музыку тяжело снять мужика, потому что люди о чем-то задумываться начинали.
- А что главного ты вынес из 37 лет своей жизни?
- Не надо стараться переделать мир. Надо его сразу же переделывать, но в самом себе. Вообще, мне очень нравится мой возраст. Я как-то пообтерся, уже знаю, где надо расстраиваться, а где нет. Раньше часто горячился, хотел даже бросить все, но жить становилось ужасно тяжело и все равно меня выносило писать и писать.
- Кроме песен и картин что еще творческого делаешь?
- У меня есть сценарий для фильма. Живет Ученик и из жизни в жизнь воплощается вслед за своим Учителем. Представь: небесная канцелярия такая, Голос говорит: "Во Франции, в семье учителя..." - и душа пошла вниз; "В Америке, в семье врача..." - следующая пошла. И один человек, следующий за своим Учителем, должен получить последний урок просветления, чтобы избавиться от дурной последовательности смертей и рождений. Он видит, что Учитель воплощается, и надо за ним успеть, в ту же эпоху, а эта штука, воплощающая, поворачивается уже к другим душам, он не успевает, и следующее рождение - только через два века, когда Учителя будет не достать. Голос зачитывает: "В России, в семье алкоголика, рождается такой-то мальчик..." - и тут герой отпихивает душу, которая должна была пойти вниз. Живет потом в этой семье алкоголиков, испытывает многие комплексы, в том числе и наследственные, много пьет. Но он - творческая личность, рисует, пишет стихи, все время куда-то стремится кого-то найти. И находит-таки своего Учителя, тот, богатый и духовный, живет в Америке... Я пока не разработал этот сюжет до конца.
- Классный сюжет, только я не совсем понял: если для ученика это последнее воплощение, то почему его Учитель все еще воплощается?
- Дело в том, что в буддизме есть такое понятие - Брахман. Они иногда посылаются на Землю, но не для того, чтобы совершенствоваться, а как бы на службу, чтобы исполнить волю Божью именно в роли Учителя. В каждом времени существуют такие Учителя, и это необязательно что-то вроде Ошо или Сатьи Саибаба. Бывают Учителя: пришел к тебе человек, и через него ты что-то открыл для себя, понял. В этом смысле мне очень нравится Лао-цзы: можно быть незаметным стариком и - великим человеком, просветленным. Мудрец тем и отличается, что не стремится быть великим в общепринятом смысле, он существует для того, чтобы рассказать свое знание тому, кто поймет.
Смотрите также:
- ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС. В. Пресняков. Жизнь и песня →
- Павел Кашин - гид по любви и счастью →
- Сергей Лазарев. Комплекс отличника →