Раньше мне почему-то казалось, что Паша Филиппенко (Паштет) - неразговорчивый и угрюмый человек. До интервью я думала, что мы будем говорить обо всем и ни о чем серьезном. И в том и в другом я одинаково ошибалась. Разговор получился радикальный, причем с самого его начала.
ПАШТЕТ: Я не думаю, что альтернатива когда-нибудь может стать музыкой номер один, особенно если ее рассматривать в ракурсе поп-, рок-, рэп- и прочих музнаправлений. Такое может быть разве что после третьей мировой войны, когда все окружающее превратится в атрибуты фильма "Безумный Макс". Скорее всего альтернативная музыка встанет в один ряд по популярности с поп-музыкой. Как это и происходит во всем мире. Сейчас я могу назвать две группы, концерты которых в Америке проходят всегда успешно. Это Rage Against The Machine и Metallica. Концерты RHCP и Prodigy в Москве доказали то, что при минимальной рекламе такие команды без труда могут собрать сотни тысяч. Тогда, думаю, многие наши поп- и рок-исполнители кусали себе локти: "Как же так? Это ведь мы здесь ? 1! И почему какие-то ребята из Калифорнии, никому не известные, собрали столько народа?" Так что популярность альтернативы вполне возможна. Это уже происходит, только медленно.
- Ты сказал о стабильной популярности RATM и Metallica. Но в любом американском чарте 15 из 20 исполнителей - это хип-хоповые команды.
- Это просто модная волна. Если сейчас Puff Daddy собирает залы, то через год тебе мало кто скажет, кто он такой. Уже сейчас никто не знает, кто такие Spice Girls и Take That. Хотя последние не так давно собирали стадионы и катались по всему миру. Я говорю про ту стабильность, которая обычно сопутствует музыкантам, изначально не ставящим себе задачу стать популярными и, следовательно, коммерчески выгодными. Limp Bizkit сейчас так же популярны, как Britney Spears. Вся разница в том, что при создании одного и другого проектов стояли разные цели.
- Ты не думаешь, что альтернативная музыка может стать просто очередной "модной волной"?
- Ну и что. В любом случае тяжелая музыка будет существовать. Эти стили себя уже утвердили. Они имеют свою собственную нишу. Другое дело, как эта музыка видоизменяется. Неужели Томми Ли когда-нибудь думал... хотя, может, и думал... Хорошо, фанаты Motley Crue представляли себе, что их барабанщик будет играть практически электронную музыку? В альтернативе постоянно происходят модные стилистические эксперименты. И это нормально. Многие говорят, что I.F.K. не играют ничего нового. Но мы и не собирались изобретать велосипед. Мы не кричим на каждом шагу, что идем впереди планеты всей.
- Стабильную популярность I.F.K. ты объясняешь тем же некоммерческим подходом к творчеству?
- В том числе. У нас есть стремление делать что-то новое, альтернативное тому, что сейчас есть. Под словом "альтернатива" я имею в виду, придерживаясь, может, несколько устаревших понятий, просто выбор. В конкретном случае "альтернативный" - значит, отдающий предпочтение чему-то, противостоящему массовой культуре.
Писатель Сорокин скорее найдет общий язык с групой I.F.K., нежели с группой "Руки Вверх!". Потому что Сорокин - не явление массовой культуры. То, что он модный сейчас, еще ничего не значит.
- То есть, по-твоему, группа, попавшая в большой бизнес, может сохранить свою изначальную альтернативность?
- Конечно может! Просто большинство популярных исполнителей подстраиваются под шоу-бизнес, под формат радиостанций и ТВ. Мы же хотим, чтобы все происходило наоборот.
- Ты творчески принципиален?
- Даже не принципиален, а радикален.
- I.F.K. могут пойти на компромисс? На коммерческий?
- Конечно. Это абсолютно нормально. Раз мы все выбрали движение в сторону мировой модели существования, то давайте считать слова "коммерческий", "деньги" и "бизнес" не ругательными. Другое дело, что можно честно делать бизнес, а можно п..дить деньги. Можно честно купить нефтяную компанию, работая в поте лица, а можно ее украсть. Сейчас просто агонизирует этот род бизнеса, что мой папа называет "Чикаго 30-х годов". И шоу-бизнес здесь не исключение. Все держится на трех принципах: украсть денег, нае..ать публику и прикрыть свою задницу. Продюсеры закрывают глаза на основной принцип творчества: артист прежде всего работает для публики. Я считаю преступлением доказывать с пеной у рта, что группа "Мумий Тролль" делает самую прогрессивную музыку. Это вранье. А чтобы врать всей стране сразу, нужно иметь очень большую смелость и наглость. Я не против поп-музыки, но давайте ее делать качественно и интересно. В этом и заключается моя претензия к тому, что происходит. Все делается только ради зарабатывания денег. И для того, чтобы что-то изменить, нужно время, и время это наступит.
- То есть революция все-таки будет?
- Конечно, но достаточно плавная. Все устали от быстрых революций.
- Много приходится уступать по коммерческим соображениям?
- Ну, максимум пять процентов. По этому поводу очень мудро сказал А. Ф. Скляр. Когда "Ва-Банкъ" выпустили очередной альбом, на котором была песня "Эльдорадо", их упрекнули в попсовости. Тогда Скляр правильно заметил, что человек, которому понравится эта песня, обязательно купит альбом и таким образом услышит много других вещей. Очень мудрый ход, подпольный вариант раскрутки.
- Можешь выделить главную идею вашего нового альбома "Жизнь радикала"?
- Диск объединяет радикальность всех текстов. Изначальная наша цель - музыкой и текстами высмеять псевдорадикалов. В итоге эти высмеивания и шутки зашли так далеко, что мы сами стали достаточно радикально их высмеивать. Все в лоб - без подтекста.
Смотрите также:
- РОК-МУЗЫКА. Б. Гребенщиков: "Я - ЗА ИСКРЕННОСТЬ..." →
- Евгений Хавтан: Рок-н-ролл выжил из ума →
- СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВ →