Они очень разные. По-разному воспринимают свою профессию, ее трудности и радости.
Ольга Павлова и Ирина Сурнева. Примы Имперского Русского балета. Ведущие партии в "Жизели", "Щелкунчике", "Шахерезаде". Лауреаты международных конкурсов. Артем Михайлов. Не занимался классическим танцем до прихода в ИРБ. Потрясающая энергетика. Его сольные номера приводят зрителя в неизменный восторг. Аплодисменты, сопровождаемые криками "Ура!". Илья Кузнецов. Ведущий солист. Дипломант международных конкурсов. Море обаяния. В общении, как и Артем, легкий, контактный, остроумный. Ирина Тагаева. Именно ей отдала свою редакцию знаменитого "Лебедя" Майя Михайловна Плисецкая. Лена Смольцова. Прекрасная балерина и педагог-хореограф. За ее плечами, несмотря на молодость, - два высших образования, большое количество исполненных партий. И еще у нее подрастает дочь.
Их спектакли далеки от классического балетного занудства. "Щелкунчик", "Половецкие пляски" и, особенно, "Дивертисмент" - настоящий фейерверк артистизма, юмора, заряжающий публику неимоверной положительной энергией.
Тренировка и репетиции по 8 часов в день. Вечером спектакль, к которому нужно готовиться 2 часа: грим, прическа... Нагрузки колоссальные. При этом солисты балета за выступление получают в среднем 50 долларов. На гастролях за границей расценки увеличиваются примерно раза в четыре. И все же многие "балетные", как они сами именуют друг друга, сокрушаются, что работу их незаслуженно недооценивают. К примеру, гонорары фигуристов измеряются десятками тысяч долларов.
Солисты одного из самых ярких балетных коллективов Москвы - Имперского Русского балета Майи Плисецкой под управлением Гедиминаса Таранды - согласились ответить на наши вопросы.
- Как попадают в балет?
Артем: - Меня сначала отдали заниматься плаванием. А я очень мерз в бассейне, как-то пришел домой и устроил скандал: "Больше не пойду!" В это время по телевизору шло выступление детской танцевальной группы. Я ткнул пальцем в экран и заявил: "Уж лучше вот это, только не плавание". Так попал в танцевальный кружок.
Ирина С.: - Я уже в три года заявила всем, что буду танцевать. Мама часто вспоминает, что в роддоме акушерка, посмотрев на меня, сказала: "Какие стройные ножки! Будет балериной".
Ольга: - Сколько себя помню, всегда хотела быть только балериной, хотя даже педагог в училище уговаривал родителей забрать меня оттуда: мол, слишком тяжелая профессия. Действительно, из восемнадцати человек нашего набора к выпуску осталось всего четверо.
- Считается, что все мечтают попасть в Большой театр.
Илья: - Большой - кладбище талантов. Берут самых способных, но пробиваются в солисты единицы. Остальные прозябают в массовке. Таранда молодежь не зажимает, дает возможность проявиться. К тому же отпускают из театра выступать по контракту за границу, подработать.
Артем: - Он делает ставку на индивидуальность каждого. Кстати, в труппе между нами просто идеальные отношения. Нет постоянных склок. В других коллективах это большая проблема: балетные артисты очень капризны.
- Раньше считалось, что балерины не могут иметь детей...
Ирина Т.: - Это миф. Тренировками всегда можно все восстановить. Главное - желание и железная воля.
Елена: - Раньше действительно все боялись потерять форму, свои партии. Но я по собственному опыту знаю, что рождение ребенка не мешает продолжать танцевать. Сейчас некоторые и по двое рожают.
- Что самое трудное в вашей профессии?
Илья: - Меня вечно мучит страх: чем заниматься дальше? Пенсия-то у балетных уже в 36 лет; для мужчины самый расцвет работоспособности, физической формы. У меня семья, двое детей, я просто обязан зарабатывать деньги. Думаю, я сумею себя найти.
Ирина Т.: - График гастролей у нас часто просто жуткий. Допустим, мы возвращаемся в Москву часов в 6 вечера, а уже в 9 утра должны опять уезжать. На личную жизнь за два месяца выкраивается часов шесть.
Я танцую уже 14-й сезон и все больше думаю, что после ухода из балета открою свое дело. Скорее всего - цветочный магазин, с мастерами-флористами. Это тоже целое искусство.
Елена: - Что касается диет, то я, например, особо ни в чем себя не ограничиваю. Нужно много сил, чтобы выдерживать здесь целый день. В самом начале карьеры у меня была сильная травма. Потом долго восстанавливалась. Со всех сольных партий меня сняли. Вообще, практически у всех балетных болит спина, ноги. Но возможность подлечиться редко кто себе позволяет. Можно, конечно, остановиться: пропустить спектакль, гастроли. Но тогда и не заработаешь. Впрочем, на износ сейчас работают многие - такая уж ситуация в стране.
Артем: - У меня, слава богу, была только одна серьезная травма, хотя я и выполняю много акробатических трюков. Однажды на гастролях провалился под сцену - настил не выдержал. Отделался шрамом на руке. А вообще, я чем больше тренируюсь, тем крепче становлюсь. Плохо только, что постоянно вне дома, могут сорвать даже из отпуска. Да и век балетного артиста короток.
Ольга: - Для артиста главное, чтобы его видел зритель. Нужно быть борцом и верить в то, что делаешь. Чтобы поверили в тебя и дали возможность танцевать. Если ребенок хочет связать свою жизнь со сценой, это замечательно. По-моему, лучшей профессии нет.