Когда я улетала в город Лондон, друзья наперебой орали мне, заглушая рев "Шереметьево": "Биг-Бен - попса, музей Тюссо - порнография, ты обязательно сходи на знаменитые лондонские мюзиклы!" Мюзиклы обступили прямо в "Хитроу" - их реклама облепляла такси, рекламные щиты и двухэтажные автобусы. Я зажмурила глаза, но россыпь мюзикловых программок ждала в гостиничном номере. Я выбежала на улицу, но уткнулась носом в огромное здание с надписью "Сегодня и ежедневно - "Мизерабль"!!!" Я дала себе слово никогда не ходить на мюзиклы, потому что не люблю навязывания в стиле "Новые прокладки "Олвейз" не только дышат, но и слышат"... Но на "Норд-Ост" я собираюсь пойти второй раз и, может быть, третий.
ПЕРВЫЙ русский мюзикл "Норд-Ост" уже стал достопримечательностью Москвы. Ничего подобного у нас нет. А как же "Волосы" и "Метро"? А так же. Это - западные бренды, типа игры "Кто хочет стать миллионером?". Нашего - язык-перевод да актеры, а про двух капитанов - отечественное от начала до конца. Не типа лифчики-парашюты, а типа кампомосовская колбаса. В хорошем понимании слова "отечественный".
Придумали мюзикл барды Алексей Иващенко и Георгий Васильев - легендарные "Иваси". Почему-то музыкальные критики, припоминая их творчество, вытаскивают самые причудливые композиции типа "Баланды о селедке" или "Песни про тесто". Но удивляться музыкальным критикам - все равно что искать в зоопарке полосатого жирафа. На самом деле у Ивасей много-премного тонких, музыкальных, колющих-режущих душу композиций. И даже как-то жаль, что они не вставили в мюзикл пару-тройку уже обкатанных хитов - например, "Погиб ли тот фрегат..." Но мэтры не поленились и забацали по мотивам романа Вениамина Каверина "Два капитана" целиком оригинальное либретто и музыку. Получилось клево! Почему? Объясняю.
Во-первых, сама книжка - правильная. Экстремальное путешествие, любовь, предательство, война, романтика Севера - читается все за одну ночь.
Во-вторых, при постановке не жмотились. Вбухали в дело 4 миллиона долларов. Смотавшись в Лондон, досконально изучили принципы ведения хлопотливого "мюзикального" хозяйства. Воссоздали детали эпохи кропотливее, чем Кэмерон в "Титанике". Размах чумовой - на сцене появляются то трамвай, то вагон поезда, то целая коммунальная квартира на колесиках въезжает, не говоря уж о настоящем военном самолете, который, натурально, сваливается чуть ли не на головы зрителей во втором акте. Ни у кого из наших попсовых задохликов, включая Киркорова, столь грандиозного и со вкусом сделанного шоу не было. Умишка не хватало так грамотно все устроить. Звук отличный и, представляете, живой! (Вешайтесь, акулы шоу-бизнеса!) Поют здорово. В большом порядке Николай Антонович (Н. Мазихин), Кораблев (П. Маркин), главные герои, отвязные беспризорники, летчики, ненцы - да практически все!
Тексты классные, юморные (барды писали, не какой-нибудь, прости господи, Лагутенко). Все динамично, задорно. (Чечетку на лыжах вы где-нибудь видели?) Драматургия современная - клиповая. Впрочем, написать про это буквами про все равно что насвистеть Карузо. Нужно идти и смотреть.
В ДК шарикоподшипникового завода от метро "Пролетарская" тебя приведут указатели. В холле можно купить футболки и армейские фляги с надписью "Норд-Ост". В буфете нужно попробовать пирожное "картошка" - удовольствие наверняка зацарапается внутри живота.
Если ты раньше не встречался с мюзиклами, расслабься - через 15 минут ты начнешь разбирать слова, через 30 - перестанешь раздражаться, почему все поют, а не говорят по-людски. Через 3 часа ты выйдешь, улыбающийся, в холл и решишь прямо здесь выложить за книгу 250 рублей, но... Положишь их в карман, в ближайшем книжном купишь издание поскромнее, но за 50 рэ. А на сэкономленные деньги посмотришь "Норд-Ост" еще раз.
Главный минус - нет, к сожалению, суперхита, который начал бы отдельное от мюзикла существование, как скажем, "Ты меня на рассвете разбудишь..." из "Юноны" и "Авось". Такого, чтобы можно было напевать самим, выйдя из зала. У Ивасей хитов - море; создать новый для "Норд-Оста" не составило бы труда. Видимо, не решились вводить в мюзикл явную бардовскую ноту.
Главный плюс - интонация, неповторимый аромат романтики, сильнейший заряд светлого настроения, который уносишь с собой по окончании. Хочется немедленно перечитать роман, повидать старых друзей и отправиться путешествовать по Крайнему Северу.