САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ФОН

   
   

ЛАРС ФОН ТРИЕР - выпускник Датской школы кинематографии. Во время учебы снимал многочисленные короткометражные фильмы. Его выпускная картина - "Картины освобождения". Первой полнометражной работой датского режиссера стал фильм "Элемент преступления" - натуралистичный детектив о серии убийств детей. Как и следующие его картины "Эпидемия" и "Европа", эта лента наиболее сильно поражала удивительной компиляцией американской и европейской кинематографических традиций. Поражали зрелищность и эмоциональный накал, по силе равные разве что поздним фильмам Трюффо. В 1994 г. Ларс фон Триер снял знаменитый телесериал "Королевство". Окончательно же мировое признание фон Триер получил после выхода в 1996 году картины "Рассекая волны", в которой он, по сути, произнес новое слово в кино, предложив свежую оригинальную киноструктуру, которая, может быть, впервые после Феллини соединяет в себе духовную проблематику с китчевой эстетикой. Спустя два года фон Триер снимает "Идиотов"; этот фильм и "Догма-95" ознаменовали начало "новой волны", ставшей культурным мифом новейшего кинематографа. Новый фильм Ларса фон Триера - обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля в этом году. "Танцующая в темноте" - мюзикл, в котором снялся любопытный тандем - Бьoрк и Катрин Денев.

- Ларс, кажется, у вас много собак?

- Собак? Теперь уже нет. Их заменили четверо моих детей. Это слишком большая ответственность - держать собак и детей. Поэтому дети победили.

- В фильме "Идиоты" в сцену групповой оргии вы вмонтировали эпизод из профессионального порнофильма. Что такое для вас порно?

- Все зависит от того, как вы смотрите на само это понятие. Для многих оно негативно окрашено. В чистом виде порно годится только для того, чтобы вызывать сексуальное возбуждение. Единственная цель таких фильмов - возбудить народ. Я называю их фильмами пропаганды. С другой стороны, эротика - это очень важная часть нашей жизни. И было бы жаль, если бы на эту тему делалось только "пропагандистское" кино. До сих пор сексуальная сфера находится в плену стереотипов, созданных мужским обществом, мужской цивилизацией.

- А музыкальные пристрастия? Правда ли, что вы предпочитаете слушать что-нибудь легкое и даже Бьорк открыли для себя случайно?

- Когда я был моложе, то любил более сложную, серьезную музыку. Но чем больше погружался в кинематографическую работу, тем более скатывался к низким жанрам. Дело в том, что как раз вот эти простенькие, стопроцентно попсовые мелодии чаще всего служат источником грубого вдохновения. Я слушаю "попсу", когда работаю. А настоящая музыка требует совсем другого состояния. Так вот и получилось, что на протяжении многих лет я слушал главным образом очень поверхностную музыку. Поэтому-то я никогда и не слышал Бьорк.

- А как вы себе представляете Россию? Я слышал о том впечатлении, которое на вас произвел Тарковский...

- Да, Тарковский. Сцена в "Зеркале", где мы видим отражение маленького домика, для меня одна из самых сильных в мировом кино. Каждый раз, когда я слышу русский язык или вижу русские буквы, я думаю о Тарковском.

Из интервью Ларса фон Триера Андрею Плахову ("Аргументы и факты")

Смотрите также: