Картофелина на ножках

   
   

СПИЛБЕРГ жил, жив и переживет всех нас, вместе взятых. Но отнюдь не благодаря "бомбе" прошлого года - "Искусственному разуму" и только стартующему "Особому мнению", а из-за старинного фильма "Инопланетянин", над которым рыдало поколение стиляг и кооператоров. Эта картина, снятая 20 лет назад и обошедшаяся Спилбергу в смехотворные 10 млн. долл. (для сравнения: "Особое мнение" - 102 млн. долл.), получила в далеком 1983 г. четыре "Оскара", два "Золотых глобуса" и один "Грэмми". Отретушированный и слегка сдобренный компьютерными спецэффектами фильм снова выходит на широкий экран.

Летающая тарелка, спущенная на Землю с целью собрать образцы местной флоры и фауны, впопыхах забывает своего брата по разуму. Инопланетное недоразумение, внешне сильно напоминающее глазастую сморщенную картофелину на ножках, мыкаясь по лесу в поисках провизии и ночлега, выходит к дому, где живут мальчик Элиот (Томас) и его семья. Как и положено нормальному земному ребенку, под кожистыми складками странного существа он отыскивает нежную и ранимую душу, способную одним прикосновением излечить любую рану и заставить расцвести засохший кактус. Уже через несколько дней чудо на ножках разгуливает по дому в клетчатом халате, вовсю глушит пиво и собирает из подручных средств (вилки, вешалки, пилы) передатчик, который должен вызвать обратно на Землю его братьев-гуманоидов, а Элиот тем временем пытается спасти космического гостя от взрослых людей в белых халатах. Главный парадокс фильма заключается в том, что в этой картине, где инопланетянин предательски очевидно сделан из папье-маше (и лишь в нескольких эпизодах оцифрован на компьютере на манер ушастого Йодо из "Звездных войн"), волшебства значительно больше, чем во всех "Властелинах колец", "Гарри Поттерах" и "Шреках", вместе взятых. Всем графическим наворотам и спецэффектам противостоит картонный уродец с пластмассовыми глазами, в которого веришь с самого начала безоговорочно и окончательно. Прямо на ваших глазах рождается чудо, которого в других фильмах не смогли создать ни миллионы зеленых денег, ни толпы художников, ни режиссерский гений. Оказывается, можно снять фильм без шуток про пуканье и каканье, без выпотрошенных кишок и секса. Спилберг, 20 лет назад еще не будучи великим и ужасным, умудрился снять на пленку обыкновенное чудо. Весь фильм от начала до конца соткан из множества очаровательностей, несуразностей и трогательностей, которые в итоге вылились в некую концентрированную нежность, неподвластную ни времени, ни инфляции. Ею задыхались люди 20 лет назад и точно так же искренне сопереживают сегодня.

Смотрите также: