"А ЧТО Москва? Что Москва? Жрет, извиняюсь, ваша Москва в три горла... Засели там внутри МКАД и все под себя подгребли, москали проклятые!" - вдохновенный монолог одного из участников так называемого "Марша на Москву", состоявшегося в середине прошлого месяца, был охотно поддержан его товарищами. В адрес "жирующих москалей" полетела увесистая нецензурщина, общий смысл которой сводился примерно к тому, что необходимо "взять все и поделить", а каждого второго москвича не худо бы отправить в травмопункт на носилках.
В НАЧАЛЕ XXI века внезапно выяснилось, что в границах бывшего княжества Ивана Калиты наметилась чуть ли не новая междоусобица, нешуточный раскол сразу по трем признакам - возрастному, социальному и, главное, по признаку "места прописки". Молодежь Московской области и городских окраин против Москвы и москвичей. Область начинает и, если вспомнить итоги летнего побоища на Манежной площади и осеннего "Марша на Москву", пока что выигрывает.
Классовая борьба
АНАТОЛИЙ Тишин, исполняющий обязанности председателя Национал-большевистской партии, организовывавшей в числе прочих "Марш на Москву", считает, что в отношениях молодежи Подмосковья и Москвы нет противоречий. Более того, противостояния между ними тоже не наблюдается - здесь уместнее говорить о... НЕНАВИСТИ. "Известно такое выражение, - подчеркивает Тишин, - мол, Россия начинается за МКАД. А я бы еще добавил, что ее держат в полудохлом состоянии. Включая, разумеется, и Подмосковье. И ничего удивительного в том, что именно молодежь наиболее остро чувствует свою обделенность. В Орехове-Зуеве, например, утром невозможно сесть в электричку, все набито битком - в старейшем центре текстильной промышленности негде работать! И молодые люди вынуждены таскаться за 100 км, чтоб хоть как-то прокормиться. 4 часа в дороге ежедневно. И заметно, что в последнее время в электричках почти прекратили тупо хлестать водку - едут трезвые и злые на всех и все, а особенно на москвичей, которые заедают чужой век. Так что и этот марш, и драки с московской милицией - только начало..."
На первый взгляд может сложиться впечатление, что разговоры о том, что "это только начало", - не более чем пропагандистское заявление в стиле радикально настроенной маргинальной прессы, своего рода провокация. Однако анализ ситуации, сложившейся в Подмосковье, говорит о том, что мнение организаторов "Марша на Москву" гораздо больше соответствует реальности, чем хотелось бы. "Наиболее непримиримо настроена против москвичей именно та часть подмосковной молодежи, которая работает или учится в столице, - считает профессор Элеонора Камалдинова, исполняющая обязанности директора ННИЦ проблем молодежи при МГСА. - И уровень жизни, и стартовые возможности молодежи Москвы и Подмосковья отличаются как минимум на порядок. Те ребята из области, которые достаточно часто появляются в Москве, с особой болезненностью ощущают эту разницу и делают свой вывод: МОСКВИЧИ ЖИВУТ ЗА НАШ СЧЕТ. Тем более что большая часть молодежи в условиях нашего современного общества ориентирована на потребление любой ценой. У кого больше шансов стать полноправным членом рыночного общества, этаким "идеальным потребителем"? У паренька из Шатуры или с "Парка культуры"? Добавьте к этому колоссальный потенциал энергии, который у молодежи в принципе реализуется или в условиях дискотек, или в криминальных структурах, или, как показывают последние события, в маргинализации и радикализации".
По мнению Элеоноры Камалдиновой, молодежные проблемы не относятся к тем, которые можно "отложить до понедельника". Любая социальная ситуация, проявившая себя через противопоставление, требует системного анализа и как можно более быстрого решения. Дело в том, что случай с "Маршем на Москву" показывает наличие КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ - противоположение одной крупной социальной группы другой и несогласие с существующим порядком вещей. И чем дольше будет откладываться решение этой проблемы, тем глубже и острее станут противоречия, и впоследствии не исключен даже серьезный СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ.
Комментарий специалиста
Франц ШЕРЕГИ, директор Центра социального прогнозирования:
- НЕ ИСКЛЮЧЕНЫ социальные взрывы, от которых пострадают прежде всего Москва и москвичи. Даже те сравнительно мелкомасштабные акции, которые уже произошли. Я имею в виду "Марш на Москву" и побоище на Манежной площади, которые показали, что неплохо экипированная и подготовленная московская милиция не может справиться с проявлениями молодежного радикализма. К сожалению, вопрос о снятии социального напряжения среди молодежи никак не решается.
Подмосковье - колония Москвы?
В ПОСЛЕДНИЙ раз подобная проблема стояла почти настолько же остро около пятнадцати лет назад, когда молодежь из ближнего Подмосковья стихийно самоорганизовалась в движение люберов, наводивших суеверный ужас не только на московских неформалов и "мажоров", но и на московскую милицию. "То, что мы имеем сейчас, - практически полное повторение той ситуации с люберами, - говорит директор Центра социального прогнозирования Франц Шереги. - Но надо учесть, что нынешнее противостояние имеет скорее не социальную, а экономическую подоплеку. Ухудшение экономической ситуации сказывается в первую очередь на периферии. В свое время большую часть производства и, соответственно, населения вывели из Москвы в область. Сейчас эти заводы стоят, но население-то никуда не делось... Да, 60% жителей области работают в Москве и в конечном итоге на Москву. Но снимет ли это социальное напряжение? Нет, напротив, усугубит".
Ситуация с подмосковной молодежью, по мнению Франца Шереги, пока развивается по американской модели большого кризиса 20 - 30-х гг. - относительное благополучие центра, нищета периферии и, как следствие, криминализация значительной части периферийной молодежи. Впрочем, не исключается вариант и похуже - быстрое и сильное "поправение" обделенной молодежи, по сути - стихийное воспроизводство фашистского движения.
"Вопрос этот сейчас решают локально, если это вообще можно назвать решением, - уверен Шереги. - Перевоспитание, карательные меры по отношению к скинхедам, всех пересажать - чепуха! То же самое можно сказать и об образовательных программах. Обучение ничего не значит, если каждому выпускнику не предоставят рабочего места".
Проблема - жесткая концентрация капитала в центре, в Москве. Единственно верное решение - целевые инвестиции, направленные на миграцию, отток наиболее активной части населения к месту производства, в данном случае - в область, и в конечном счете децентрализация экономики. "В советские времена, - считает Шереги, - это решалось "великими стройками", освоением Cевера и целины, когда значительная часть молодежи рвалась туда, так сказать, за длинным рублем. Но сейчас децентрализация экономики повлечет за собой децентрализацию власти, так что вопрос социального напряжения снять таким образом не удастся".
Так что в ближайшее время следует, судя по всему, ожидать погромов, побоищ и драк куда более масштабных и, возможно, более организованных, чем те, что были на Царицынском рынке, на Манежной площади и у памятника Маяковскому. То, что молодежь Подмосковья ЗАВИДУЕТ москвичам и хочет хотя бы равных стартовых возможностей, - это одно, и к этому успели привыкнуть. Но точно так же она может научиться всем приемам и тонкостям уличной политики, чтобы уже не просить, а ТРЕБОВАТЬ - и не только стартовых возможностей, а и всего остального.
Комментарий специалиста
Ярослав НИЛОВ, руководитель Молодежного центра ЛДПР:
- ВО МНОГОМ виноваты сами москвичи. Иногда они себя ведут в Подмосковье так, как, скажем, американский гражданин в какой-нибудь стране третьего мира, - нагло и вызывающе. С другой стороны, у нас в стране сейчас сложился какой-то культ силы и жесткости, если не жестокости. И не только в криминальных сериалах и боевиках, а и на высшем уровне. Некоторые высказывания министра обороны, бряцание оружием... Ничего удивительного, что и молодежь ведет себя соответственно.
Молодежь Московской области ненавидит Москву и москвичей.
Уровень жизни и стартовые возможности молодежи Москвы и Подмосковья отличаются на порядок.
Нам грозит стихийное воспроизводство фашистского движения.
Смотрите также:
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЛЕКТОРА. Перестройка и идеологическая борьба (05.06.1987) →
- ЧИТАТЕЛЬ ШУТИТ. Словарик эпохи перестройки →
- ВЫВОДЫ НА БУДУЩЕЕ. Опасность еще велика →